Музейный комплекс

Образок каменный «Богоматерь Умиление»

Россия, Новгород (?)
XIII–XIV вв.
Камень; резьба
5,5 х 4,5 см
Поступление: из бывшего Румянцевского музея (из собрания Егорова) в 1923 г.
Витрина 2

К числу шедевров русской мелкой каменной пластики XIII–XIV веков можно отнести прямоугольный образок, с рельефным резным изображением Богоматери «Умиление».
Подобного рода образки, выполненные в технике резьбы по камню, кости и дереву, имели на Руси широкое распространение. Их подвешивали к окладам наиболее чтимых икон, часто они были предметом родительского благословения, брали их и в дальние путешествия. Являясь домашними святынями, они бережно хранились и нередко передавались по наследству из поколения в поколение.

Подробнее...

На образке воспроизведен часто встречающийся в мелкой пластике образ Богоматери с Младенцем. Этот распространенный тип изображения, представляющий младенца Христа, прижимающегося ликом к щеке матери и обнимающего ее рукой за шею, в России известен как «Умиление» (греч. «Елеуса»). Такой иконографический тип изображения сложился в искусстве Византии к XI веку. К нему принадлежит целый ряд чтимых икон: Донская, Толгская, Игоревская, Федоровская и другие. Наиболее известным произведением, изображающим сцену Умиления, является знаменитая икона Владимирской Богоматери, привезенная на Русь из Константинополя около 1130 года.
Образок «Богоматерь Умиление», опираясь на особенности трактовки лица Богоматери с крупными чертами, моделировку и украшение одежд, орнаментальный мотив вьюна со спирально загнутыми в разные стороны завитками, может быть отнесен к произведениям, выполненным в Новгороде, где именно на конец XIII – начало XIV века приходится становление камнерезного искусства.

Свернуть
1