Музейный комплекс

Панагия двустворчатая «Богоматерь Знамение», «Троица»

Россия
Вторая треть XV в.
Серебро; эмаль, золочение, литье, резьба
11,2 х 21,2 см
Поступление: из Государственного Эрмитажа в 1940 г.
Витрина 2

На внутренней, углубленной стороне створ резаны изображения: «Богоматерь Знамение» и «Ветхозаветная Троица». По краю, вокруг изображений, помещены литургические надписи. На наружной стороне створ с одной стороны – накладной, прорезной круг с изображением среди растительного орнамента Спасителя и четырех апостолов, с другой – херувимов в обрамлении из переплетающихся стеблей с длинными листьями. По краю створ накладной прорезной растительный орнамент.
Панагия (по-гречески – «всесвятая») произошла от византийского панагиара – сосуда для возношения богородичного хлеба в конце монастырской трапезы. На Руси позднее так стали называть особый предмет литургического обихода, который в древности состоял из чашеобразных половин, на внутренних поверхностях которых изображались Богоматерь Знамение и Ветхозаветная Троица.
Панагии, предназначенные для частицы просфоры, носят название «путных», или «артосных» («артос» в переводе с греческого – «хлеб»). Вложенная в створки путной панагии освященная богородичная просфора могла использоваться в особых случаях в путешествии или в военном походе. На Руси путные панагии были особенно распространены в XIV–XV веках. Они имели разные размеры, делались из серебра, кости или дерева в драгоценных окладах. Вокруг изображения на створах резались слова молитвы.

Подробнее...

Местом создания панагии мог быть Троице-Сергиев монастырь, который в XV веке являлся крупнейшим культурным центром северо-восточной Руси. Здесь при игумене Зиновии (1432–1445) сложился особый духовный климат, который способствовал созданию ряда уникальных памятников, в том числе из серебра. Их авторами были, как правило, мастера, покинувшие Москву из-за феодальной войны второй четверти XV века. За стенами монастыря серебряник, возможно, и создал панагию, относящуюся к редкому типу епископских панагий.
Композиция изображения «Троицы» на одной из створок панагии принадлежит к кругу повторений знаменитой «Троицы» Андрея Рублева. По выражению исследователей это «одно из самых очаровательных повторений рублевской иконы в мелкой пластике». Известно, что композиционное решение «Троицы» Андрея Рублева было на Руси невероятно популярно, ее повторения встречаются не только в иконописи, но и в мелкой пластике (резных образках, панагиях, складнях, крестах и других культовых предметах). Ведь за богословским замыслом «Троицы» – догматом о единстве трехипостасного Бога, просматривается второй, образный смысл – идея гармонического слияния русского общества, идея его духовного согласия.

Свернуть
1