Музейный комплекс

Икона. Артемий Веркольский

Русский Север
Начало XVIII в.
Дерево, левкас, темпера; рамка – медь, басма
30,3 х 26,4
Поступление: из Румянцевского музея в составе собрания Е.Е. Егорова в 1923 г.
Витрина 4

Согласно житию, праведный Артемий (1532–1545) родился в благочестивой крестьянской семье в селе Веркола на реке Пинеге в Двинском крае. Однажды, когда 12-летний Артемий вместе с отцом боронил поле, началась страшная гроза, ударила молния, и отрок упал на землю замертво. Односельчане, испугавшись внезапной смерти, решили, что так свершилось Божие наказание за его тайные грехи, и отказались хоронить его на освященной земле. Они оставили тело в лесу непогребенным, только прикрыли его берестой и хворостом, где оно и пролежало всеми забытое почти 33 года. Однажды летом 1577 года «АГАФОНИК, ДЬЯЧОК ЦЕРКВИ СВ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В СЕЛЕ ВЕРКОЛЕ, ХОДИЛ ПО ТОМУ ЛЕСУ, СБИРАЯ ГРИБЫ, УВИДЕЛ СВЕТ НАД МЕСТОМ, ГДЕ ПОКОИЛСЯ БЛАЖЕННЫЙ ОТРОК, ПОДОШЕЛ И ОБРЕЛ ЕГО НЕТЛЕННОЕ ТЕЛО. ОН ТОТЧАС ПОВЕДАЛ О ТОМ ВЕРКОЛЬСКИМ КРЕСТЬЯНАМ. НО ТЕ, ПО НЕРАЗУМИЮ СВОЕМУ, ВЗЯЛИ ПРОСТО ТЕЛО АРТЕМИЯ, БЕЗО ВСЯКИХ ПОЧЕСТЕЙ ПРИВЕЗЛИ ЕГО К СВОЕЙ ПРИХОДСКОЙ ЦЕРКВИ И ПОЛОЖИЛИ НА ПАПЕРТИ, ПРИКРЫВ ГРОБ ЕГО БЕРЕСТОЮ, ПОКРЫВАВШЕЙ В ЛЕСУ ПРАВЕДНОГО ОТРОКА». Вскоре после этого от мощей Артемия начались чудеса.

Подробнее...

В 1584 году в храме Николы Чудотворца был устроен специальный придел, куда перенесли мощи и положили их в новый гроб, а на берестяных досках старого гроба написали иконы отрока, которые стали почитаться чудотворными. К этому времени, по предположению исследователей, были записаны и многочисленные чудеса святого.
В 1645 году на месте, где было обнаружено тело праведного отрока, на средства мезенского воеводы А.Ф. Пашкова, построили церковь во имя великомученика Артемия Антиохийского с приделом во имя праведного отрока. А через три года царь Алексей Михайлович разрешил строительство монастыря в честь Артемия Веркольского на месте обретения тела святого, куда по завершении работ были перенесены его мощи и положены в новую раку. В монастырь были присланы иконы, книги, колокола, богослужебные сосуды и церковная утварь. Церковь, в которой находились мощи святого, многократно горела и вновь отстраивалась. В 1892 году на средства святого Иоанна Кронштадтского была создана новая рака, а над ней – резной золоченый балдахин.
Святой Артемий Веркольский пользовался огромным народным почитанием, особенно на Русском Севере. «Житие святого праведного богомудрого отрока новоявленного Артемия, Верколского чюдотворца» известно в большом числе списков, его переписывали на протяжении XVII–XX веков в самых разных уголках России. Первая редакция жития, в основе которой, по предположению В.О. Ключевского, лежит рассказ об Артемии Веркольском, возникший сразу после перенесения мощей святого в Никольскую церковь, была составлена около 1619 года по распоряжению Новгородского митрополита Макария.1 В ней описаны 53 посмертных чуда, записанные со слов самих исцеленных; последнее чудо относится к 1618 году.
Большое распространение получили иконы Артемия Веркольского в молении Спасителю, именно этот иконографический вариант представлен на иконе из собрания Е.Е. Егорова.
Огромный небесный сегмент в левой верхней части иконы рисует образ разверстых небес, в которых ангел принимает душу умершего и передает ее благословляющему Спасителю. Образ Артемия изображен традиционно, в иконописном подлиннике XVIII века говорится: «МЛАД ОТРОК 12 ЛЕТ, В РУБАШКЕ… КОЛЕНИ ГОЛЫ». На поземе помещены сцены из жития: родители посылают отрока в поле; на первом плане – Артемий проходит с бороной; вдали на земле лежащая фигура убитого молнией отрока, рядом с ним идет лошадь с бороной; на заднем плане слева – панорама деревянного Веркольского монастыря на берегу реки Пинеги.
Живопись иконы, с упрощенным письмом лика, со светлым колоритом, построенном на сочетании зеленых и охристых тонов, с холмистым стилизованным пейзажем, близка к произведениям иконописцев Русского Севера начала XVIII века. Рамка, украшающая икону, орнаментирована изображениями виноградных лоз, гранатов, цветов, характерными для декора произведений XVIII века.

Егор Егорович Егоров (1862 или 1863 – 1917), купец 2-й гильдии, старообрядец, видный деятель Московской Преображенской старообрядческой общины, выдающийся собиратель древнерусских икон, рукописных и старопечатных книг, предметов мелкой церковной пластики.

1.Макарий был митрополитом Новгородским с 1619 по 1626-й год.

Свернуть
1