Музейный комплекс

Зал 13. Образование единого российского государства. XIV – начало XVI в.

В середине XIII века на степных пространствах Евразии от Дуная до Западной Сибири и Казахстана образовалось одно из монгольских государств, где правили потомки завоевателя Восточной Европы хана Батыя. Позднее оно получило название Золотой Орды. В степях монголами была создана уникальная городская цивилизация, в которой смешались кочевнические и оседлые черты, слились достижения разных народов, проживавших на этих территориях: монголов, половцев, волжских болгар, славян и многих других. Центром Золотой Орды было Нижнее Поволжье, где находились два средневековых мегаполиса – Сарай ал-Махруса (Старый Сарай) и Сарай ал-Джадид (Новый Сарай). Золотоордынские города были не только административными, но и крупными ремесленными и торговыми центрами. Нельзя, однако, забывать, что ценой яркой, хотя и недолговечной культуры Золотой Орды было разорение целых государств, гибель и порабощение тысяч людей.
Монгольское нашествие и последующее иго повлияли на развитие древнерусских земель. Прежде всего, завоевателями были разрушены города – центры ремесла и торговли. Русские князья вынуждены были ездить в ханскую ставку за особыми грамотами – «ярлыками», удостоверяющими их права на княжение. Сюда они привозили дань и богатые подарки ордынским вельможам. Многие князья во время этих приездов были убиты или отравлены.
Несмотря на значительный ущерб, нанесенный нашествием, уже с конца XIII века, а более интенсивно в XIV веке, начинается медленный подъем экономики русских княжеств. Восстанавливаются опустевшие после ордынского разорения земли и пашни, распахиваются новые земли. Совершенствуется система земледелия – вводится трехпольная система. В этот же период ведущие позиции переходят к Тверскому, Московскому и Суздальско-Нижегородскому княжествам, между которыми началась открытая борьба за первенство, наполненная кровавыми и драматическими событиями.
Каждая из них могла возглавить объединительный процесс, но именно московские князья постепенно создавали предпосылки для укрепления и возвышения Москвы. Вскоре из столицы небольшого княжества Москва превращается в центр, вокруг которого группируются силы для борьбы за освобождение от власти Орды. Этому способствовало и ослабление Золотой Орды, раздираемой междоусобицами и борьбой потомков Батыя за ханский престол. 8 сентября 1380 года произошла знаменитая Куликовская битва, в которой союзу русских князей во главе с Великим князем Дмитрием Ивановичем Донским удалось разгромить ордынские полки под предводительством темника Мамая. Успех в сражении показал единственный путь к свержению монгольского ига – дальнейшее объединение русских земель. Однако до окончательного освобождения оставалось еще почти 100 лет.
В XV веке происходит распад Золотой Орды на Крымское, Астраханское, Казанское и Сибирское ханства. Преемницей Золотой Орды становится Большая Орда, ханам которой вынуждены были по-прежнему подчиняться и платить дань русские князья. Эта «традиция» была нарушена внуком Дмитрия Донского Великим московским князем Иваном III. «Стояние на реке Угре» в 1480 году похоронило последние надежды ордынцев – иго пало.
Заключительный этап «собирания» русских земель вокруг Москвы пришелся на правление сына Ивана III Великого князя московского Василия III. С этого времени в официальных документах встречается новая форма наименования Русского государства – Россия, а Москва становится столицей единого Российского государства.

Показать на плане

1
Интерьер

Художественное убранство зала можно по праву считать одним из самых интересных среди всех восстановленных залов первого этажа музея. Первоначально отделка зала началась еще в 1885 году и была продолжена в 1894 году, когда по проекту архитектора П.С. Бойцова в основу оформления интерьера легли каменные резные украшения собора Успения Богоматери на Городке в Звенигороде и Свято-Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре. Помещение украсили перспективные порталы, резные пояса и карнизы, полуколонны и «слухи» – древнерусские резонаторы. Небольшая металлическая дверь (слева от входа в зал) выполнена по образцу одной из дверей Успенского собора Московского Кремля.
Рисунок орнамента мозаичного пола заимствован с оклада креста 1212 года, принадлежавшего Антонию Римлянину – основателю Антониева монастыря в Новгороде.
Особенно торжественно выглядит роспись потолка и оконных наличников, в которой воспроизведены филигранные узоры «Шапки Мономаха» – знаменитой древней русской регалии, «наследственного венца русских государей».
В 1936 году интерьер зала подвергся варварской переделке: была сбита лепнина, уничтожена живопись. В 1950 году над выходом из зала в люнете западной стены появилось панно художников В. Сикорского и М. Смоляка «Утро на Москве-реке», написанное в 1947 году по археологическим и письменным источникам к 800-летнему юбилею города.

Подробнее...
Свернуть