Музейный комплекс

Рукоять в виде головы копытного

Российская империя, Вятская губ., Яранский уезд, Пижемское городище
VI–III вв. до н.э.
Скифское время
Ананьинская культурно-историческая общность
Кость
11 х 5 см
Раскопки А.А. Спицына, 1888 г. Поступила в ГИМ в 1904 г.
Витрина 10

Эта вероятная рукоять кинжала – полая, с овальным сечением втулки, со скульптурным изображением головы животного на конце, вероятно, лося. Глаза, ноздри и чуть приоткрытая пасть с зубами выполнены гравировкой. На конце рукояти у втулки расположено нечеткое гравированное изображение сидящего в профиль животного, возможно медведя с опущенной головой, длинной мордой с открытой пастью, круглым выступающим ухом и двумя четырехпалыми лапами. Шерсть, уши и глаз показаны кружками, овалом и спиралевидными завитками. На оборотной стороне находится гравированное профильное изображение головки грифона с сильно загнутым клювом и большим круглым глазом. Стиль и манера изображений на рукояти характерны для так называемых «костеносных» городищ междуречья рр. Вятки и Ветлуги последних веков до н.э. – первых веков н.э., которые в большинстве своем относятся к так называемой ананьинской культурно-исторической общности. Пижемское городище, расположенное при впадении р. Пижмы в Вятку – одно из них. На нем, как и на многих других памятниках этого типа, найдено большое количество костей животных и предметов, изготовленных из кости и рога. Отсюда и данное этим поселениям еще в XIX в. название «костеносных». Городище использовалось как укрепленное поселение в течение долгого времени: с I тыс. до н.э. и вплоть до X–XI вв. н. э. На нем были найдены все виды костяных изделий, известные в ту пору на территории междуречья. Определить точную принадлежность рукояти к какому-то определенному слою, к сожалению, невозможно, т.к. еще до начала профессиональных археологических раскопок все городище было перекопано местными крестьянами в поисках кладов. По стилистическим особенностям рукоять вполне соответствует ананьинскому времени. Население ананьинской культурно-исторической области занимало огромную территорию – от низовий р. Волги до р. Чусовой и от р. Печоры до Самарской Луки. Ему наряду с косторезным было присуще высокоразвитое бронзолитейное дело. В период своего сложения и развития ананьинские племена испытывали ощутимое влияние со стороны кавказского очага металлургии, скифских культур степи и лесостепи, савроматов Приуралья и других групп древнего населения. Вследствие этого здесь началось сложение своеобразного стиля прикладного искусства со своим, характерным для лесной зоны набором изображаемых животных, включавшим, в частности, лося и медведя. С течением времени изображения этих сакральных животных стали основными в искусстве возникшего позднее так называемого пермского звериного стиля.
Функциональное назначение: рукоять, судя по размерам отверстия на ее торце, служила для крепления клинка кинжала.
Уникальность: изображение на рукояти одновременно трех зооморфных персонажей разных видов представляет собой редкое явление для территории междуречья Вятки и Ветлуги.

1