Музейный комплекс

Костюм мужской (фрак, жилет)

Россия
2-я четверть XIX в.
Сукно, бархат, шёлковая тесьма (фрак); шёлк, полотно (жилет); ткачество; шитьё
Длина – 94,0 см (фрак); длина – 39,0 см (жилет) см
Поступление: жилет – дар А.В. Орешникова (1855–1933), историка, хранителя Исторического музея со времени его основания, автора трудов по античной и древнерусской нумизматике, в 1915 г.; фрак – из Госфонда, в 1927 г.
Витрина 3

Фрак коричневого сукна и шелковый жилет 1810-х годов XIX века – редчайший экземпляр мужского костюма, дошедшего до наших дней. Фрак появился в России в конце XVIII века, пришедшим на смену кафтану. Если Франция с её вкусами определяла женскую моду, то мужская мода диктовалась Англией. Первоначально фрак являлся одеждой для верховой езды, а в последствие превратился в выходной и вечерний костюм. Мужской костюм стал простым и элегантным. «Современные мужчины одеваются, но не наряжаются», – говорили в XIX веке.

Подробнее...

Фрак появился в России в конце XVIII века. Был запрещен Павлом I, как один из символов идей революционной Франции. Фрак, сшит по английской моде 1810-х годов – классический вариант одежды столичного «дэнди». Первоначально, фрак являлся одеждой для верховой езды, а в последствии превратился в выходной и вечерний костюм. В начале XIX века носили преимущественно цветные фраки, черный цвет символизировал траур. Излюбленными цветами были синий, зеленый, коричневый, а также различные оттенки красного. К концу 1830-х годов черный цвет стал цветом фрачной пары, а черный фрак парадной одеждой.
«Скульптурность» изделий, облегавших торс, достигалась благодаря особому крою и ручному пошиву.
Фрак из коричневого сукна с лацканами коричневого бархата в комплекте с жилетом из шёлка в тонкую зелёную и белую полоски является типичным примером европейского мужского городского костюма, отражающего моду первой половины XIX века. Однотонные, чаще всего глубоких тёмных цветов, суконные фраки пришли на смену многоцветно вышитым мужским кафтанам с наступлением в моде эпохи романтизма. Если Франция с её вкусами определяла женскую моду, то «руководство» мужскими модами было «перехвачено» Англией, где как раз в это время зародился «дендизм», ставивший во главу угла не роскошь, а сдержанную элегантность и подчёркнутую рафинированность вкуса (франты эпохи романтизма стали даже носить корсеты, желая подчеркнуть стройность фигуры). Особой гордостью в костюме мужчины на контрасте с однотонным фраком тогда считался цветной шёлковый жилет, часто с замысловатым узором, который говорил о богатстве и вкусе своего владельца. Могли носить даже одновременно пару жилетов с разной глубиной выреза ворота или, сочетая глубокий вырез одного жилета, воротник-стойку другого.

Свернуть
1