Музейный комплекс

Поясные украшения

Бывш. Томская губ., Алтай, Ойротская авт. обл., Кош-Агачский аймак, с. Курай
Тюркское время, VII–VIII вв. н.э.
Тюркская культура
Серебро
Размеры: реконструированный диаметр 40 см
Раскопки Саяно-Алтайской экспедицией ГИМ и ИИМК под руководством Л.А. Евтюховой и С.В. Киселева, 1935 г.
Витрина 6

Во второй половине I тыс. н.э. история Южной Сибири была непосредственно связана с развитием многочисленных тюркских племен Центральной Азии. В это время здесь возникают крупные кочевые объединения – Первый, позднее, Второй Тюркские каганаты, распространившие свое влияние на широкие пространства от Манчжурии до Каспийского моря. Кожаный пояс с так называемыми наборными бляхами являлся характерной принадлежностью одежды взрослого мужчины-воина. Имея чисто утилитарное применение, пояса становятся и своеобразным маркером, определяющим социальный статус человека. Так представленный пояс из серебряных пряжек, украшенных растительным орнаментом, происходит из погребения знатного воина (возможно, вождя племенного объединения). Покойный был положен в деревянную колоду, перекрытую сверху тонкими деревянными досками. Рядом с ним находились остатки деревянного лука с двумя костяными обкладками и берестяной колчан со стрелами. Несколько выше колоды, на ступеньке, были захоронены три лошади в сбруе. На одном из ременных наконечников поясного набора нанесены надписи так называемым руническим письмом. Создание рунической письменности, образцом которой послужила одна из разновидностей согдийского письма, стало одним из наиболее выдающихся достижений тюркской культуры. Руническая письменность была распространена достаточно широко во всех районах обитания тюрок. Известны надписи на стелах, надгробиях и скалах.
Функциональное назначение: парадный пояс, указывающий на высокий социальный статус его владельца.
Уникальность: это уникальный набор блях, обойм и привесок, найденный в захоронении тюркского времени на Алтае в первоначально сохранившемся положении.

1