Музейный комплекс

Вольтер

Скульптор Ж.А. Гудон
Париж
1778 г.
По обрезу надпись: «Houdon»
Бронза; бюст, отливка
44 х 21 х 20 см
Поступление: передан органами ОГПУ в 1929 г.
Витрина 1

С 1763 году началась личная переписка императрицы Екатерины II с известнейшим идеологом Просвещения Вольтером. Императрица называла себя ученицей философа и оказывала ему поддержку. Вольтер был убежденным сторонником идеи просвещенной монархии, опирающейся на «образованную часть» общества, на интеллигенцию и «философов». Философ верил в возможность благотворных изменений по мере просвещения умов и возлагал большие надежды на «просвещённых» правителей, пытаясь найти их среди европейских монархов. Вольтер восхищался императрицей и способствовал ее упрочению в Европе. После его смерти Екатерина II приобрела библиотеку философа.
Вольтер (настоящее имя Франсуа Мари Аруэ; 1694–1778) – выдающийся французский философ - просветитель, историк, поэт, публицист. В 1746 году был избран членом Французской академии и почетным членом Петербургской академии наук.
Центральной для творчества Вольтера стала проблема смысла и цели человеческого существования. Веря в существование Бога, философ критиковал «религиозный фанатизм» католической и протестантских церквей. Средством объединения людей и обретения гармонии Вольтер признавал литературу. В России произведения Вольтера были известны с 1720-х гг. Под влиянием его идей в России XVIII – первой половине XIX вв. развивалось вольтерьянство – политическое и религиозное вольнодумство, нацеленное на построение рационального и справедливого общественного устройства.

Подробнее...

Жан-Антуан Гудон (1741–1828) – французский скульптор, мастер психологического портрета. Создал галерею портретов представителей эпохи Просвещения, деятелей Французской революции конца XVIII века. Общеевропейское признание Гудону принесли портреты знаменитых современников — Вольтера, Дидро, Екатерины II, Бенджамина Франклина, Джорджа Вашингтона, Мирабо, Неккера и других. Бюсты Вольтера выходили из мастерской Гудона до самого конца жизни скульптора; их продолжали копировать и после его смерти. Каждое академическое учреждение, будь то театр, библиотека или ученое общество не только во Франции, но и вообще в Европе и Америке, желали иметь у себя бюст Вольтера. Подобные кабинетные скульптуры выдающихся мыслителей прошлого имели в своих кабинетах и многие ученые, писатели и политические деятели конца XVIII–XIX вв. Бюсты Вольтера по своему количеству значительно превзошли все остальные скульптурные портреты философов европейского Просвещения.
Мраморный оригинал представленного в экспозиции бюста хранится в музее Метрополитен в Нью-Йорке.

Свернуть
1