Музейный комплекс

Зал 25. Россия во второй половине XVIII в. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II

В результате дворцового переворота 28 июня 1762 года на престол взошла Екатерина II (1729–1796). Идеалом императрицы было сильное государство с управляемым, структурированным обществом, подчиняющимся разумным законам. Начав в 1760-х годах с секуляризации церковных земель, общегосударственного генерального межевания земель, реорганизации Сената и провозглашения свободы экономической деятельности, в 1770-х годах Екатерина провела в жизнь свои главные преобразования – реформу местных органов управления и суда, их унификацию на всей территории империи.
Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 года завершили процесс законодательного оформления сословных прав дворян и городского населения. В России впервые появились выборные органы сословного самоуправления дворян и горожан.
Одним из центральных событий царствования Екатерины II стал созыв в 1767 году Комиссии для сочинения проекта нового свода законов – Уложения. Членами Комиссии стали депутаты, избранные от различных сословий (кроме крепостных крестьян). В качестве руководства Екатерина написала для них «Наказ», определивший главные ориентиры ее политики. Проекты законов, подготовленные депутатами, в дальнейшем были использованы в законотворческой работе императрицы.
Важнейшей задачей своего царствования Екатерина II считала развитие образования. В 1760-х годах был создан ряд закрытых сословных учебных заведений – Смольный институт, воспитательные дома для сирот в Москве и Санкт-Петербурге, училище при Академии художеств, реформированы шляхетские корпуса. В 1780-х годах в уездных и губернских городах учреждаются народные училища, работавшие по единой программе. Таким образом, в России возникла система начального и среднего образования.
Эпоха Екатерины II стала временем подъема русской культуры. Императрица всячески способствовала оживлению интеллектуальной жизни в России, возведя задачу формирования культурной среды в ранг государственной политики. В конце XVIII века ускорился процесс складывания русской нации, сопровождавшийся ростом интереса к историческому прошлому страны и народной культуре.
Успехи просвещения в России уживались с крепостным правом, которое уже начало осознаваться передовой общественной мыслью как тормоз на пути развития страны. В 1773–1775 годах империю потрясло масштабное выступление народных низов под предводительством Е.И.Пугачева (1742–1775).

Показать на плане
1