Музейный комплекс

Зал 25. Россия во второй половине XVIII в. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II

В результате дворцового переворота 28 июня 1762 года на престол взошла Екатерина II (1729–1796). Идеалом императрицы было сильное государство с управляемым, структурированным обществом, подчиняющимся разумным законам. Начав в 1760-х годах с секуляризации церковных земель, общегосударственного генерального межевания земель, реорганизации Сената и провозглашения свободы экономической деятельности, в 1770-х годах Екатерина провела в жизнь свои главные преобразования – реформу местных органов управления и суда, их унификацию на всей территории империи.
Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 года завершили процесс законодательного оформления сословных прав дворян и городского населения. В России впервые появились выборные органы сословного самоуправления дворян и горожан.
Одним из центральных событий царствования Екатерины II стал созыв в 1767 году Комиссии для сочинения проекта нового свода законов – Уложения. Членами Комиссии стали депутаты, избранные от различных сословий (кроме крепостных крестьян). В качестве руководства Екатерина написала для них «Наказ», определивший главные ориентиры ее политики. Проекты законов, подготовленные депутатами, в дальнейшем были использованы в законотворческой работе императрицы.
Важнейшей задачей своего царствования Екатерина II считала развитие образования. В 1760-х годах был создан ряд закрытых сословных учебных заведений – Смольный институт, воспитательные дома для сирот в Москве и Санкт-Петербурге, училище при Академии художеств, реформированы шляхетские корпуса. В 1780-х годах в уездных и губернских городах учреждаются народные училища, работавшие по единой программе. Таким образом, в России возникла система начального и среднего образования.
Эпоха Екатерины II стала временем подъема русской культуры. Императрица всячески способствовала оживлению интеллектуальной жизни в России, возведя задачу формирования культурной среды в ранг государственной политики. В конце XVIII века ускорился процесс складывания русской нации, сопровождавшийся ростом интереса к историческому прошлому страны и народной культуре.
Успехи просвещения в России уживались с крепостным правом, которое уже начало осознаваться передовой общественной мыслью как тормоз на пути развития страны. В 1773–1775 годах империю потрясло масштабное выступление народных низов под предводительством Е.И.Пугачева (1742–1775).

Тематическая структура зала

I. «Просвещенный абсолютизм» императрицы Екатерины II
I.1. Дворцовый переворот 28 июня 1762 года
I.2. Начало правления императрицы Екатерины II
I.3. Административно-территориальная и сословная реформы 1770-х – 1780-х годов
I.4. Восстание Е.И. Пугачева
II. Культура и наука в эпоху императрицы Екатерины II
II. 1. Образование
II. 2. Наука
II.3. Общественно-политическая мысль
II.4. Искусство
Описание
Показать на плане

Правление императрицы Екатерины II Алексеевны (1762–1796) – знаменательная эпоха в истории России. Взойдя на престол, императрица имела определенную программу, которую стремилась реализовать в ходе своего царствования. Смысл своей политики Екатерина II видела в обеспечении «блага» и «безопасности» каждого подданного и общества в целом.
В годы правления императрицы Екатерины II, уже при жизни названной Великой, в стране проходили успешные реформы, глубоко затронувшие многие сферы государства и общества и определившие их развитие на долгие годы. Важным талантом императрицы было умение достойно оценивать способности окружавших ее людей. Так в России появилась плеяда выдающихся государственных деятелей, дипломатов, военачальников, деятелей науки и культуры.

Пришедший к власти в декабре 1761 года император Петр III (1728–1762) вызвал недовольство при дворе своими действиями. Во главе «оппозиции» императору встала его жена Екатерина Алексеевна (1729–1796). В «партию Екатерины» вошли влиятельнейшие лица: наставник великого князя Павла Петровича Н.И. Панин, командир Измайловского полка К.Г. Разумовский, начальник полиции, обер-прокурор, офицеры гвардейских полков братья Орловы и другие. Движущей силой переворота стала гвардия. 28 июня 1762 года Екатерина Алексеевна приняла присягу гвардейцев, членов Сената и Синода. Гвардейцы в тот же день арестовали Петра III Федоровича и увезли его в загородный дворец в Ропшу, где через семь дней он скончался при невыясненных обстоятельствах.
22 сентября 1762 года императрица Екатерина II короновалась в Успенском соборе. В Москве прошли пышные торжества. Они продолжились в январе 1763 года грандиозным маскарадом «Торжествующая Минерва», который свидетельствовал, что в России наступает век Минервы — век правосудия, расцвета наук, искусства и мудрости.

В годы правления императрицы Екатерины II в России были проведены реформы, которые заложили основу единой государственной классно-урочной системы начального образования. В уездных и губернских городах была открыта сеть двухклассных и четырехклассных училищ. В этих учебных заведениях ученики изучали математику, историю, географию, физику, архитектуру, русский и иностранные языки.
В 1760-х – начале 1770-х гг. в рамках учебно-педагогической реформы И.И. Бецкого была создана система закрытых сословных учебных заведений с широкой педагогической программой. Так были основаны училище при Академии художеств, первое в России женское учебное заведение Смольный институт, Воспитательный дом для детей-сирот.

В первые годы своего царствования императрица Екатерина осуществила различные реформы, направленные на установление в стране единых порядков и преобразование системы государственного управления. Реформа Сената позволила структурировать и ограничить его полномочия. Ликвидация гетманства упраздняла самоуправление украинских земель. Генеральное межевание создавало новую систему учета территорий, которая исключала поземельные споры, чересполосицу, захваты казенных и пустующих местностей.
Продолжая политику своих предшественников по отношению к церкви, императрица Екатерина II провела секуляризацию церковных земель, передав их государству.
Созданное в 1765 году Вольное экономическое общество было призвано способствовать развитию хозяйства страны. В Россию пригласили переселенцев-колонистов из других стран на слабозаселенные территории Поволжья, Приуралья и Новороссии.
Важнейшим событием стал созыв Уложенной комиссии (1767–1768), которой следовало составить новый единый свод законов. Свои пожелания комиссии Екатерина II изложила в тексте «Наказа». Однако депутаты не смогли договориться по важнейшим вопросам, так и не выработав единого документа.

Эпоха правления императрицы Екатерины II стала временем подъема русской культуры и развития науки. Большое внимание уделялось созданию системы образования, изучению и освоению присоединенных территорий. В это время зародилась общественно-политическая мысль, на страницах журналов публицисты вели полемику по различным вопросам жизни государства. Во второй половине XVIII века развитие литературы привело к созданию произведений, ставших неотъемлемой частью русской классики.

Нарастание интереса к отечественной истории, а также открытие новых исторических источников привело к созданию трудов по русской истории князя М.М. Щербатова и И.Н. Болтина. Концепцию истории развития российского государства изложила и сама императрица в своих «Заметках касательно российской истории».
Во второй половине XVIII века продолжалось изучение природных ресурсов страны. Наиболее успешными стали пять экспедиций, организованных Академией наук (1768–1774) в разные районы России и собравших богатый материал о животном и растительном мире, реках, жизни городов и предприятий. По их результатам появились труды: «Путешествие по разным провинциям Российской империи» П.С. Палласа, «Дневные записки путешествия...» академика И.И. Лепехина, «Путешествие по России для исследования трех царств естества» академика С.Г. Гмелина, «Путешествие академика Н. Озерецковского по озерам Ладожскому, Онежскому и вокруг Ильменя» Н.Я. Озерецковского и другие.

Важнейшей реформой императрицы Екатерины II стало преобразование губернской системы (1775). Императрица лично составила текст «Учреждения о губерниях Всероссийския империи». Вместо прежних 23 губерний, Россия теперь была разделена на 50 губерний. Губернии объединялись в наместничества, возглавляемые генерал-губернаторами. В губерниях учреждались выборные органы местного самоуправления, основную роль в которых играли дворяне. Новой реформой на уровне губерний впервые в России судебная власть была отделена от административной. Реформой также был создан приказ общественного призрения. Это учреждение, ведавшее больницами, школами и приютами, стало прообразом системы социального обеспечения.
Дарование императрицей Екатериной II Жалованных грамот дворянству и городам (1785) позволило окончательно оформить права и обязанности дворянского и городского сословий. В грамоте дворянству были подтверждены все права и привилегии, дарованные за годы последних царствований: свобода от телесных наказаний, подушной подати, обязательной службы, право торгово-промышленной деятельности. Дворянство отныне именовалось «благородным». Сословные учреждения дворян получили новые полномочия.
Жалованная грамота городам определила юридический статус единого городского сословия, разделив «общество градское» на шесть категорий: «настоящие городские обыватели», купцы трех гильдий, ремесленники, иностранцы, именитые граждане и посадские люди. Согласно документу, появились новые учреждения городского самоуправления: выборные городская дума и Шестигласная дума.
Императрица готовила Жалованную грамоту государственным крестьянам, но так и не опубликовала ее. Будучи противницей крепостного права, императрица Екатерина не решилась лишить дворян их крепостных.

Рост национального самосознания, повышение уровня образованности высших слоев общества в годы правления императрицы Екатерины II привели к зарождению в России общественно-политической мысли. Публицисты критиковали крепостное право, распространение сословных привилегий, публикуя свои размышления на страницах журналов «Трутень», «Живописец», «И то и сио», «Ни то ни сио» и других изданий. Императрица Екатерина II лично приняла участие в полемике, организовав сатирический журнал «Всякая всячина», где анонимно публиковала свои статьи и призывала не критиковать конкретных лиц. Идейная оппозиция власти привела к распространению масонства. Вести из охваченной революцией Франции произвели тяжелое впечатление на императрицу Екатерину II. Масоны и оппозиционно настроенные общественные деятели подверглись преследованию.

Восстание под предводительством Емельяна Пугачева (1773–1775) стало самым массовым в истории дореволюционной России. Оно охватило огромные территории в Поволжье и Приуралье. Беглый казак Емельян Пугачев объявил себя чудом спасенным императором Петром III и пообещал недовольным политикой власти казакам создание «казацкого царства». В своих «царских манифестах» Пугачев обещал вольности и крепостному крестьянству. Восставших поддержали рабочие уральских заводов, нерусские народы Поволжья.
В августе 1774 года после неудачного штурма Царицына (ныне Волгоград) войска Пугачева были разбиты. Емельяна Пугачева и его соратников привезли в Москву и казнили на Болотной площади в январе 1775 года. Восстание окончательно было подавлено к лету 1775 года.

Основным литературным жанром в России во второй половине XVIII века стал классицизм. Позже, в конце столетия были созданы произведения в жанрах сентиментализм и реализм. Интерес к личности человека позволил писателям создать целостные и глубокие образы героев.
Театральное дело развивалось не только в Петербурге и Москве, но распространилось и на провинцию. Большую известность приобрели некоторые усадебные театры, в которых играли крепостные.
Ведущее место в творчестве русских композиторов последней трети XVIII века заняла опера, которая представляла собой пьесу с отдельными музыкальными вставками. Рост интереса к музыке привел к распространению рукописных тетрадей и альбомов с записями различных произведений для домашнего музицирования.

1