Музейный комплекс

Задонщина (в составе летописца)

1470–1480-е гг. Список середины XVI в.
Бумага, чернила, заставка, вязь. Почерк – скоропись. Переплет XVII в.– доски в коже
Поступление: куплено у И.М. Фаддеева за 125 руб. на проценты от капитала И.Е. Забелина в 1910 г.
Витрина 7

8 сентября 1380 года на Куликовом поле, между реками Дон, Непрядва и Красивая Меча, произошло сражение объединенных русских ратей во главе с московским великим князем Дмитрием Ивановичем Донским (1350–1389) и войском темника Золотой Орды Мамая (ок. 1335–1380). Битва завершилась разгромом монгол и, хотя окончательное освобождение Руси от ига произошло только через 100 лет, эта первая крупная победа над врагом стала поворотным моментом в борьбе русского народа против чужеземного господства. Уже в конце XIV – XV века возникает целый ряд летописных и литературных произведений, посвященных Мамаеву сражению, составивших так называемый Куликовский цикл. В него входят: Летописная повесть «О побоище, иже на Дону», «Сказание о Мамаевом побоище» и один из шедевров древнерусской литературы – «Задонщина».
«Задонщина» – это поэтический рассказ о великой победе на Куликовом поле, объединивший в себе черты лирики и эпоса. В ней нет обстоятельного описания событий сражения как в «Сказании о Мамаевом побоище». Задача, стоящая перед автором – восславить подвиг русских дружин и возвеличить великого князя Дмитрия Донского и его двоюродного брата – серпуховского князя Владимира Андреевича. Литературным образцом для создания «Задонщины» послужило выдающееся произведение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Используя художественные приемы и поэтические образы «Слова», неизвестный автор создал произведение большой эстетической силы.

Подробнее...

«Задонщина» дошла до нас в шести списках одной редакции двух изводов, созданных в разное время и восходящих, по-видимому, к раннему несохранившемуся списку, который ученые датируют 80-ми годами XIV века, ссылаясь на упоминание в одном из списков в числе городов, до которых дошло известие о Куликовской битве, города Тырново, захваченного и разрушенного турками в 1392 году. «Шибла слава к Железным вратам, к Риму и к Кафе по морю и к Тырнову, и оттоле к Царюграду на похвалу: Русь великая одолеша Мамая на поле Куликове». Упоминание Тырново как столицы Болгарского царства дает возможность датировать Задонщину XIV веком.
Несмотря на то, что «Задонщине» посвящено немало исследований, среди историков литературы нет единого мнения ни о том, кто был ее автором, ни о том, какой из дошедших до нас вариантов ближе всего к первоначальному тексту.
Самый ранний список, дошедший до наших дней, датируется учеными 1470–1480-ми годами и принадлежит перу известного книгописца, монаха Кирилло-Белозерского монастыря Ефросина. Этот список содержит сокращенную переработку первой половины исходного текста, но только в нем в заглавии содержится слово «Задонщина» и упомянуто имя некоего монаха Софония как автора. «Писание Софониа старца рязанца, благослови отче: Задонщина великого князя господина Димитрия Ивановича и брата его князя Володимера Ондреевича». Обращение Ефросина к теме Куликовской битвы, как считал известный литературовед Л.А. Дмитриев, «…было не случайным: сборник составлялся им в 1470-е–1480-е гг., то есть как раз во время столетнего юбилея битвы за Доном. Ефросин, переписывая Задонщину, как бы поминал погибших на Куликовом поле. Поэтому он ограничился лишь первой половиной памятника, завершавшейся перечислением убитых воевод и плачем русских жен по убитым». Наиболее полным является список, открытый в 1852 году Вуколом Михайловичем Ундольским, датируемый XVII веком.
В собрании отдела рукописей Исторического музея хранятся три летописных сборника конца XV– XVII века, содержащие текст Задонщины». Все они неполные: самый ранний из них конца XV – начала XVI века содержит только отрывок текста; сборник, датируемый концом XVI – началом XVII века, не имеет начала и, наконец, в сборнике XVII века также сохранился только отрывок текста, наиболее близкий к списку, опубликованному В.М. Ундольским. Все тексты имеют разные заглавия. Так, список конца XVI века назван «В лето 6887. Похвала великому князю Дмитрию Ивановичю и брату его князю Влдимеру Ондреевичю, внегда победиша пособьем божиим поганаго Мамаа съ всеми его силами», а список XVII века – «Сказание Сафона резанца, исписана русским князем похвала, великому князю Дмитрию Ивановичу и брату его Володимеру Ондреевичу».
Все шесть списков имеют измененный переписчиками исходный текст, поэтому в науке давно идет полемика какой из них ближе к первоначальному произведению. Восстановить же его сегодня можно только на основе сравнительного анализа всех известных списков памятника. Эта работа проводилась целым рядом ученых; общепринята реконструкция текста исследователя древнерусской литературы Льва Александровича Дмитриева.
1. Воинские повести Древней Руси / Под ред. В.П. Адриановой-Перетц. М.; Л., 1949, с.33-41
2. Словарь книжников и книжности Древней Руси / З / Задонщина
3. Вукол Михайлович Ундольский (1815–1864) – русский литературовед и библиограф, исследователь рукописной и старопечатной книги, первый публикатор «Задонщины» (1852).
4. Адрианова-Перетц В. / Задонщина (Опыт реконструкции авторского текста) // ТОДРЛ. Т. VI. М., Л., 1948. С. 201–232; «Задонщина». Древнерусская песня-повесть о Куликовской битве. Тула, 1980. (текст в реконструкции А.А. Зимина).
5. Памятники литературы Древней Руси: XIV – середина XV века (текст в реконструкции Л.А. Дмитриева). М., 1981; Сказания и повести о Куликовской битве. Л., 1982, с. 7–13 (реконструкция Л.А. Дмитриева).

Свернуть
1