Музейный комплекс

Житие Алексея Митрополита. В сборнике «Жития святых, преимущественно русских»

Список XVI в.
Бумага, чернила, киноварь; почерк – русский полуустав. Переплет XIX в. – картон, кожа
Поступление: в 1917 г. по завещанию графа А.С. Уварова
Витрина 8

Святитель Алексий митрополит Московский (1292, по другим данным 1304 – 1378) возглавил русскую церковь в очень сложное и противоречивое для Московского княжества время. Русь, находившаяся в зависимости от Золотой Орды, оставалась территориально разделенной; Московское и Тверское княжества вели между собой упорную борьбу за лидерство; южные и западные земли оказались в составе усилившегося в начале XIV века Великого княжества Литовского. Важнейшей задачей, стоявшей перед московским княжеским домом, стало объединение удельных княжеств вокруг Москвы, освобождение от монгольского ига и создание единого государства. Роль митрополита Алексия в решении этих задач была огромна.
После смерти князя Ивана II Ивановича Красного в 1359 году митрополит Алексей, став опекуном малолетнего князя Дмитрия (будущего Дмитрия Донского), не только возглавлял метрополию, но и фактически управлял Московским княжеством. Знаменитый историк Русской Церкви Евгений Евстигнеевич Голубинский в своей монографии писал, что «Св. Алексия обстоятельства времени поставили во главе государственного управления, так что он был митрополитом и в то же время первым государственным человеком, главою боярской думы своих князей…это в нашей русской истории – единственный случай».
Алексий активно отстаивал интересы московских князей, поддерживал Дмитрия в борьбе с тверскими и суздальско-нижегородскими князьями, выступал против литовских князей, стремившихся создать митрополию в Киеве. Был сторонником налаживания дипломатических отношений с Ордой для предотвращения новых нашествий на Русь.
Митрополит Алексий умер 12 февраля 1378 года и был погребен в Чудовом монастыре, им самим основанной обители (около 1365) в память о чудесном исцелении от слепоты Тайдулы, матери хана Золотой Орды Джанибека. «...И ПОГРЕБОША ЧЕСТНО В ЦЕРКВИ СВЯТАГО АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА, ИЖЕ ТУ В ПРЕДЕЛ ЧЕСТНАГО И СЛАВНАГО ЕЯ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТЫЯ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЯ БОГОРОДИЦЫ».

Подробнее...

Местное почитание Алексия началось, вероятно, сразу же после его смерти. В ряде летописных памятников (Летописце Рогожском и Симеоновской летописи) до нас дошел краткий первоначальный житийный рассказ – «О Алексеи митрополите». Также подтверждением этого может служить древнейшее изображение Алексия на выдающемся памятнике раннемосковского искусства, хранящемся в фондах Исторического музея, – воздухе 1389 года, шитом по заказу великой княгини Марии Тверской..
В связи с чудесным обретением мощей Алексия 20 мая 1431 года чудовским архимандритом (позже –епископ Пермский) Питиримом было написано новое житие, не сохранившееся до наших дней. А уже с середины XV века, после установления около 1450 года митрополитом Ионой (1448–1461) празднования успения и обретения мощей святителя Алексия, его почитание получило самое широкое распространение. Примерно в это же время известным автором и редактором ряда житий Пахомием Сербом (Логофетом) был составлен ряд литературных произведений, посвященных Алексию, в который входят: Сказание об обретении мощей, посмертные чудеса и Похвальное Слово святителю. Им же по благословению митрополита Ионы и по воле великого князя Василия Васильевича (1425–1462) составлена вторая редакция Жития. Пахомий литературно переработал житие Питирима в стиле «плетения словес», дополнив его сведениями из различных источников и повествованиями о чудесах, происходивших от мощей святого. «ДА НЕ ОСУДИТ МЕНЯ КТО-ЛИБО, КАК СУЩЕГО ОТ ИНОЙ ЗЕМЛИ И НЕВЕДУЩЕГО ЖИТИЯ И ЧУДЕС СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ. ПОИСТИНЕ, ХОТЯ И НЕ СВОИМИ ОЧАМИ ВИДЕЛ Я БЫВШЕЕ, НО ОТ ВЕЛИКИХ И ДОСТОВЕРНЫХ МУЖЕЙ СЛЫШАЛ, КОТОРЫЕ СВОИМИ ЕЩЕ ОЧАМИ ВИДЕЛИ САМОГО СВЯТИТЕЛЯ, ПОЕЛИКУ ВСЕ СИЕ НЕ ЗА МНОГО ЛЕТ ПРЕД НИМИ БЫЛО».
Впоследствии житие, написанное Пахомием, многократно перерабатывалось. «Над обработкой этого жития трудился ряд писателей, начинающийся Питиримом в XV в. и оканчивающийся чудовским иноком во второй половине XVII в. Пахомий только наиболее известный автор из этого ряда»7. Всего В.О. Ключевский выявил пять редакций жития и четыре редакции Сказания об обретении мощей святителя.
Пятая, самая полная редакция жития, написанная в последние десятилетия XVII века монахом Чудова монастыря Евфимием сохранилась в Сборнике XVII–XVIII века, хранящемся в отделе рукописей и старопечатных книг музея в собрании Синодальной (Патриаршей) библиотеки. Ключевский считал, что «в литературном отношении эта редакция один из лучших древнерусских памятников этого рода по грамотности изложения, искусству рассказа и стремлению отрешиться от условных форм и общих мест жития».
Автор использовал все доступные ему источники: «кроме Пахомиевой и Макарьевских редакций жития он пользовался летописями и грамотами XIV века, предпослал житию краткий и не во всем точный очерк истории Московского княжества и сообщил две-три биографические черты, которых нет в прежних редакциях». К тексту жития приложены ханские ярлыки, о которых автор написал «Иных не возмогохомпревести, зане неудобь познавамою речью писани быша», и копия подлинной грамоты митрополита Алексея с его подписью по-гречески. При этом Ключевский отмечал, что Евфимию не удалось устранить все неточности и внутренние противоречия своих предшественников.
До наших дней Житие митрополита Алексия дошло в огромном числе списков XV–XIX веков. Его популярность связана с личностью Алексия как покровителя Москвы, московских государей, защитника Русского государства и покровителя русского воинства.

1. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви, т. II, первая половина тома. М. 1900 г. С. 193-194.
2. Рассказ «О Алексеи митрополите» содержался и в Троицкой летописи 1408 г., сгоревшей в пожаре 1812 года.
3. Мария Александровна (?–1399) – великая княгиня, дочь великого князя Тверского и Владимирского Александра Михайловича, третья жена великого князя Московского и Владимирского Симеона Ивановича Гордого (1317–1353).
4. «Спасу предстоят, в сонме святых, в молитвенных позах четыре московских митрополита, Максим, Петр, Феогност и Алексей… Все московские митрополиты изображены на пелене с нимбами, но к 1389 г. общерусским почитанием пользовался только святитель Петр».
Лаврентьев А.В. «Пелена Марии Тверской» и отношения в доме московских князей 50-80-х гг. XIV в. // Вопросы эпиграфики. Вып. 8. М., 2015. С. 195.
5. «Плетение словес» – литературный стиль, распространившийся на Руси в конце XIV века и просуществовавший до XVI века. Торжественный, пышный, риторический язык характерен для произведений житийной, эпистолярной и переводной литературы.
6. Муравьёв А.Н. Житие святителя Алексия, митрополита Киевского и всей Руси чудотворца // Жития святых Российской Церкви, также иверских и славянских. 1859.
7. Ключевский В.О. Древнерусские жития как исторический источник. М., 1871. С. 132–133.
8. Ключевский В.О. Там же. С. 355–356.
9. Ключевский В.О. Там же С. 355.
10. Синодальный сборник XVII–XVIII вв. ГИМ ОР, Син №596 л. 34.
11. Мельник А.Г. Практика почитания св. Алексея, митрополита всея Руси, в XVI веке // Труды Отдел

Свернуть
1