Музейный комплекс

Александрия Сербская. В составе сборника

Холмогоры (?)
Лицевой список 80-х гг. XVII в.
На л.1 владельческая запись скорописью XVIII в.: «ОТ БИБЛИОТЕКИ АРХИЕРЕЙСКИЯ ХОЛМОГОРСКИЯ. № 19». Читательские записи на обороте нижней крышки переплета: «С УДОВОЛЬСТВИЕМ ПРОЧТЕНА МНОЮ СИЯ КНИГА 1771 ГОДА АПРЕЛЯ 28 ДНЯ. КРЕСТЬЯНИН БОРИС ГЛЕБОВСКИЙ РУКУ ПРИЛОЖИЛ»; «СИЮ КНИУ СНАЧАЛ ПРОЧЕТ ДО КОНЦА С УДОВОЛЬСТВИЕМ 1807 ГОДА В ОКТЯБРЕ ПОДКАНЦЕЛЯРИСТ СЕРГИЙ».
Рукопись: бумага, чернила, киноварь, темпера; почерк – полуустав; миниатюры. Переплет конца XVII в. – доски, кожа, медь, тиснение
30,5 х 19,8
Поступление: в составе собрания Е.В. Барсова 1 мая 1914 г. (приобретено музеем за 55 000 руб.)
Витрина 11

Сербская Александрия – одна из поздних версий греческого романа об Александре Македонском Псевдо-Каллисфена. Она возникла, по всей вероятности, на греческом языке, с которого не позднее XIV века была переведена южными славянами. Первоначально были известны только славянские тексты памятника, чем объясняется его название. В Древней Руси Александрия Сербская появилась в XV веке и на протяжении столетий являлась источником сведений о македонском царе Александре.
Александр, родившийся от египетского царя Нектанава (а не македонского царя Филиппа, как сообщают древние историки), покоряет всю Вселенную и стремится достичь пределов Земли, доходит до земного рая, но вынужден вернуться из своего путешествия обратно. На этом обратном пути Александр умирает. В данном памятнике история Александра в значительной степени трансформирована в историю о событиях, в которых элементы чудесного и необычайного соединены с назидательными рассуждениями.

Подробнее...

Древнейший русский список Сербской Александрии находится в сборнике, составленном известным книжником иноком Кирилло-Белозерского монастыря монахом Ефросином, и датируется концом XV века. Он является единственным русским списком памятника, дошедшим от XV–XVI веков.
В XVII веке Сербская Александрия приобрела большую популярность. Русских читателей этого времени интересовали не только неведомые земли и невиданные звери, но и занимательный сюжет памятника, полный приключений, героизма и воинских подвигов.
Особенную часть рукописной традиции памятника составляют его лицевые списки. Двумя миниатюрами был украшен уже древнейший русский список Александрии. В XVII веке интерес художников к занимательному тексту проявился более отчетливо. Известно 12 лицевых списков XVII–XVIII веков, среди которых представленная рукопись из собрания Е.В. Барсова занимает особое место: по имени ее владельца названа Барсовской отдельная группа списков. Среди ее особенностей – дополнительное повествование о встречах Александра с различными чудесами на краю света, испытании небесной высоты и морской глубины, сражениях с фантастическими монстрами и мифологическими народами.
Рукопись включает 148 миниатюр, подробно иллюстрирующих основные эпизоды жизнеописания Александра Македонского. На представленной миниатюре изображено испытание Александром морской глубины, для чего по его приказанию был сделан стеклянный сосуд, в котором царя спустили на дно моря. Эта камера (можно сказать, прообраз современного батискафа) обезопасила испытателя от глубоководных рыб («ужищ»), но не спасла от морского рака, который начал клешнями царапать стекло, и «АЩЕ НЕ БЫ ИЗВЛЕЧЕН БЫЛ АЛЕКСАНДР ИЗ МОРЯ, ТО БЫ ЗЛЕ СКОНЧАЛСЯ».
Как свидетельствуют читательские записи на данной рукописи, ее читали «С УДОВОЛЬСТВИЕМ» вплоть до начала XIX века.

Елпидифор Васильевич Барсов (1836–1917) – фольклорист, этнограф, исследователь древнерусской литературы, библиофил, собиратель рукописей, церковной и бытовой утвари. Его коллекция, включавшая в себя богатейшее собрание рукописей, старопечатных книг, археологическую коллекцию, научный архив, являлась одним из наиболее крупных частных собраний в России. В мае 1914 года Российский Исторический музей приобрел у Барсова за 55 тысяч рублей 2728 старопечатных книг и редких исторических документов. А в 1919 году, уже после Октябрьской революции, его дочь передала в ГИМ личный архив отца и оставшуюся значительную часть коллекции. Состав и тематика собрания, в котором широко представлены источники по истории феодальной России, свидетельствуют о широких научных и собирательских интересах Елпидифора Васильевича.

Свернуть
1