Музейный комплекс

Образок двусторонний «Богоматерь Умиление и семь отроков эфесских», «Николай Чудотворец со сценами жития»

Иконка – Новгород (?). Оправа – Владимиро-Суздальская Русь.
Иконка – XIII–XIV вв. Оправа – начало XV в.
Пирофиллит, серебро; резьба, чернь
10,2 × 6,3 см
Поступление: в составе собрания П.И. Щукина в 1905 г.
Витрина 2

К числу шедевров русской мелкой каменной пластики XIII–XIV веков относится небольшой двусторонний каменный образок с рельефным резным изображением Богоматери Умиление и семи отроков эфесских на лицевой стороне и Николая Чудотворца со сценами жития – на оборотной. По мнению известного искусствоведа В.Г. Пуцко, подобное сочетание сюжетов в произведениях русской каменной пластики неизвестно.
Традиция изготовления и применения рельефных миниатюрных икон, выполненных в технике резьбы по камню, кости, дереву, пришла на Русь из Византии и получила здесь широкое распространение. Каменные иконки служили вкладами в церкви и монастыри, их подвешивали к окладам наиболее чтимых икон, часто они были предметом родительского благословения. Брали их и в дальние путешествия, где они играли роль своего рода оберега, защищая человека от всевозможных бед. Являясь домашними святынями, эти миниатюрные иконки бережно хранились и нередко передавались по наследству из поколения в поколение.

Подробнее...

Изображение на лицевой стороне иконки связано со знаменитой легендой о христианских мучениках, заживо погребенных в пещере и проспавших там несколько столетий. Предание повествует о том, что в III веке в малоазийском городе Эфесе жили семь юношей-христиан из знатных аристократических семей. Спасаясь от римского императора Деция Трояна, принуждавшего их к жертвоприношению языческим богам, они укрылись в пещере на горе Охлон, где неустанно молились, ожидая казни.
Император приказал замуровать вход в пещеру, чтобы юноши умерли от жажды и голода. Однако юноши не умерли, а чудесно заснули почти на 200, а по другим источникам – на 300 и более лет, и пробудились уже при императоре Феодосии Младшем во времена полной победы христианства, когда пещера была вскрыта.
Сам Феодосий прибыл в Эфес, чтобы увидеть это чудо. Но после его беседы с юношами они на глазах у всех опять заснули, теперь уже до всеобщего Воскресения.
Это предание широко разошлось по Малой Азии и Сирии в V веке, а уже в VI веке стало известно на христианском Западе. Оно приобрело особую популярность во времена крестовых походов (1096–1204). В начале XII века мощи святых отроков видел русский игумен Даниил во время паломничества в Святую землю. Он описал пещеру в своих «Хождениях»: «И ТУ ЕСТЬ БЛИЗЬ ПЕЩЕРА, ИДЕ ЖЕ ЛЕЖАТЬ ТЕЛЕСА 7-МИ ОТРОК, ИЖЕ СПАЛИ 300 И 60 ЛЕТ: ПРИ ДЕКИИ ЦАРИ УСПОША, А ПРИ ФЕОДОСИИ ЦАРИ ЯВИШАСЯ».
На Руси сюжет о семи спящих отроках был весьма популярен с конца XIII века. Он встречается и в монументально-декоративной скульптуре, но в основном на предметах мелкой пластики, служивших, вероятно, амулетами для их владельцев, спасавших от бессонницы.
На оборотной стороне воспроизведена икона «Николай Чудотворец со сценами жития». Хорошо известно об особом народном почитании святителя на Руси, заступника от всех бед и несчастий, покровительство которого особо распространялось на путешествующих и моряков. Погрудное изображение святого Николая Мирликийского и 14 сюжетных клейм воссоздают события его жизни от рождения до смерти и некоторые посмертные чудеса, включая тайное перенесение мощей в итальянский город Бари в 1087 году.
Начертание букв в надписях имен отроков, вырезанных на лицевой стороне, а также имя «Никола» – на оборотной, характерны для XIII века. По мнению известного исследователя древнерусской мелкой пластики Т.В. Николаевой, иконка из собрания Исторического музея стилистически неотделима от каменных иконок новгородского происхождения второй половины XIII века.
В.Г. Пуцко также датирует ее рубежом XIII–XIV века, считая, что «…иконография, безусловно, в своей основе византийская, хотя общий характер резьбы обнаруживает иллюзию сходства с романской. В этом тоже проявляется закономерность, характеризующая первые опыты новгородской резьбы, до ее становления на рубеже XIII–XIV вв.».
Иконка вставлена в гладкую серебряную оправу с изображением гравированного черневого полуфигурного Деисуса, где в предстоянии Христу изображены Богоматерь, Иоанн Предтеча, Архангелы, первые русские святые князья Борис и Глеб, первоверховные апостолы Петр и Павел и святой апостол Иаков. Оглавие оправы граненое с резными изображениями Нерукотворного Образа Спасителя на лицевой стороне и херувима – на оборотной.

1. Пуцко В. Г. Двусторонняя каменная иконка из собрания П.И. Щукина (Москва, ГИМ) // Новгородский исторический сборник. Великий Новгород, 2019. Вып. 18 (28). С. 23.
2. Ефес – один из важнейших городов Византийской империи и центров христианской жизни в Малой Азии.
3. Гай Мессий Квинт Деций Траян (195–251) – римский император в 249–251 гг. С его именем связано первое систематическое преследование христиан.
4. Феодосий II (ок. 401 – 450) – император Византии (Восточной Римской империи) с 408 г.
5. Цит. по: «Хождение игумена Даниила» / Подг. текста, перевод и комм. Прохоров Г.М. [Электронный ресурс] // ИРЛИ РАН. Собрания текстов / Библиотека литературы Древней Руси / Т. 4. (дата доступа 27.04.2021 г.).
«Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли» – древнейшее из русских описаний паломничеств в Святую землю.
6. Николаева Т. В. Древнерусская мелкая пластика из камня. М., 1968. С.68–69.
7. Пуцко В. Г. Указ. соч. С. 24

Свернуть
1