Музейный комплекс

Фрагмент архитектурного терракотового фриза

Московская обл., г. Звенигород, Саввино-Сторожевский монастырь
XV – начало XVI вв.
Обожженная глина (терракота)
28 х 25 см
Поступление: дар Н.С. Шеляпиной (Владимирской) в 1978 г. / Раскопки Н.С. Шеляпиной 1955–1957 гг.
Витрина 5

Небольшой фрагмент терракотового фриза с растительным орнаментом был найден во время археологических раскопок на территории Саввино-Сторожевского монастыря, проводившихся в 1955–1957 годах известным московским археологом Нонной Сергеевной Шеляпиной (Владимирской).

Подробнее...

Саввино-Сторожевский монастырь основан в 1398–1399 годах одним из первых и ближайших учеников Сергия Радонежского преподобным Саввой, по просьбе Звенигородского князя Юрия Дмитриевича (1390–1434). За свою более чем 600-летнюю историю он пережил несколько строительных периодов: первый – с конца XIV до начала XVII века, второй – с середины XVII века. Со временем ансамбль монастырских построек постепенно утратил свой первоначальный облик, сначала пострадав во время Смуты, а затем – от многочисленных перестроек. До наших дней от XV века дошел один из древнейших из сохранившихся на Московской земле храмов – белокаменный Рождественский собор, сооруженный около 1405 года. К первому периоду строительства обители относятся и обнаруженные в результате раскопок фундаменты и подвальные помещения постройки с граненым белокаменным цоколем (апсида храма) и одностолпной палаты, по-видимому, монастырской трапезной. Эти сооружения были разобраны в период обновления обители и постройки новой крепостной стены в 1650–1654 годах при царе Алексее Михайловиче.
В слое разрушения этих памятников были обнаружены многочисленные архитектурные обломки, среди которых безусловный интерес представляет фрагмент керамического фриза с растительным орнаментом, украшавший одно из уничтоженных зданий. Сложные, замысловатые переплетения растительных побегов с перевязками, с лепестками, обращенными вершинами в противоположные стороны, напоминают басменные оклады древнерусских икон, распространенные в конце XIV – начале XVI века. Такие орнаментальные мотивы фризов прочно вошли в состав элементов украшений каменных храмов периода возвышения Московского княжества.
Постройки были датированы Н.С. Шеляпиной на основании находок красной кухонной керамики и обломков керамических плит – частей декоративного фриза с растительным орнаментом и рельефной надписью вязью конца XV – начала XVI века. Эту датировку подтверждает найденная там же серебряная монета – московская деньга времени Ивана III Васильевича (1440–1505) или Василия III Ивановича (1479–1533) и грамота от 1 марта 1521 года, данная сыном Ивана III – князем Юрием (1480–1536) игумену монастыря, с разрешением на поиск камня для строительства трапезной палаты: «…СТАВИТИ ЕМУ У ПРЕЧИСТОЙ НА СТОРОЖАХ ТРАПЕЗУ КАМЕНУ, И НА ЧЬЕЙ ЗЕМЛЕ НИ БУДИ КАМЕНЩИКИ СТОРОЖЕВСКИЕ КАМЕНЬ НАЙДУТ, И ЯЗ ИГУМЕНА ПОЖАЛОВАЛ ОСЛОБОДИЛ ИМ КАМЕНЬ ДЕЛАТИ НА ТЕСАНЬЕ И НА ИЗВЕСТЬ СКОЛЬКО ИГУМЕНУ НАДОБНО».
Находка фрагментов керамического фриза с рельефной надписью свидетельствует о богатом декоративном убранстве стен построек конца XV – начала XVI века на территории Саввино-Сторожевского монастыря.

1. Саввино-Сторожевский монастырь основан в 1398 году недалеко от города Звенигорода. На горе Сторожи у места впадения речки Сторожки в Москву-реку преподобным Саввой была построена небольшая деревянная церковь Рождества, а около 1405 года – белокаменный Рождественский собор, у входа в который был захоронен преподобный. В XV–XVII веках монастырь играл роль военного форпоста Московского княжества на западе. Архитектурный ансамбль обители складывался на протяжении XV–XIX столетий. В 1650–1660-х годах при царе Алексее Михайловиче, избравшим монастырь «собственным государевым богомольем», его территория была расширена вдвое, появились новые строения. Монастырь первым на Руси получил статус Лавры.
2. Шеляпина Н.С. Археологическое изучение памятников архитектуры начала XVI в. в Саввино-Сторожевском монастыре // Средневековая Русь. М. 1976. С. 303–309.
3. Преподобный Савва Сторожевский (около 1327–1407), ученик и ближайший сподвижник преподобного Сергия Радонежского, один из самых почитаемых святых Руси. Основным источником сведений о преподобном Савве является его Житие, написанное в середине XVI века по поручению митрополита Макария игуменом Хутынского монастыря, агиографом и знатоком крюкового пения Маркеллом Безбородым. Основанный Саввой монастырь первым в истории Руси получил статус Лавры. Преподобный был духовным отцом представителей великокняжеского рода, в более позднее время считался «покровителем царей». Канонизирован на церковном Соборе 1547 г.
4. Юрий (в крещении Георгий) Дмитриевич [1374–1434] – удельный князь звенигородский и галицкий (с 1389), Великий князь Московский в 1433–1434 гг. Второй сын Дмитрия Донского, по Духовной грамоте (1389) которого должен был получить великое княжение вслед за старшим братом Василием I (1425). Но после смерти брата власть перешла к Василию II – сыну Василия I. Началась борьба между дядей и племянником (Династическая война 1425–1453), в которой Юрий отстаивал родовой принцип передачи власти – «от брата к брату» (лествичная система), а Василий – семейный, «от отца к сыну». После смерти Юрия борьбу с Василием II продолжили сыновья Юрия – Василий Косой и Дмитрий Шемяка. Этот конфликт отразил противоборство старых древнерусских традиций наследования и новых веяний, укрепляющих княжескую власть.

Свернуть
1