Музейный комплекс

Крест-мощевик наперсный

Россия
XIV–XV вв.
Серебро, чернь, штифт, цветной металл; литье, золочение, гравировка. Содержит мощи
11х7 см
Из церкви Рождества Богородицы Пафнутиево-Боровского монастыря в 1929 г.
Витрина 7

Крест – один из главных символов христианства, который имеет много вариаций. Среди предметов личного благочестия самыми распространенными на Руси еще с домонгольского времени были нательные (носятся под одеждой) и наперсные (поверх одежды) кресты. Одним из видов наперсного креста является крест-мощевик – двустворчатый крест, внутрь которого помещают частицу мощей святого или какую-либо иную почитаемую святыню. Они являлись семейными реликвиями, передавались по наследству от отца к сыну и нередко приносились в дар Церкви.
Крест-мощевик из собрания Исторического музея может быть отнесен к тому сложному периоду истории, когда после опустошительного монгольского разорения русских земель, начинается возрождение культуры. На ее расцвет в конце XIV–XV веке оказали влияние экономический рост, развитие городов и первые победы в освободительной борьбе, которые повлекли за собой подъем национального самосознания и самоуважения. В этот период все более усиливается влияние Москвы не только как политического, но и как главного художественного центра.

Подробнее...

Серебряный позолоченный крест-мощевик, поступивший в собрание музея из церкви Рождества Богородицы Пафнутиево-Боровского монастыря является ярким памятником этого времени. Он имеет традиционную форму древних мощевиков-энколпионов – четырехчастный крест с резным изображением Распятия с предстоящими в центре лицевой стороны и круглыми медальонами на концах ветвей. На оборотной стороне по черневому фону выполнены гравированным контурным рисунком изображения святых: в центре – Николай Чудотворец; на верхнем конце – Иоанн Предтеча; на боковых и нижнем – святые воины Димитрий Солунский и Георгий Победоносец, преподобный Сергий Радонежский и Иоанн Лествичник. Полуфигуры святых в верхнем и боковых медальонах изображены прямолично, а в нижнем – фигуры Сергия и Иоанна Лествичника – в трехчетвертном повороте друг к другу. На невысоких литых бортиках, обрамляющих медальоны, вырезаны имена святых. На лицевой стороне оглавия, как и на большинстве русских крестов, помещен один из ключевых христианских сюжетов – Спас Нерукотворный, а на оборотной – резное изображение Херувима.
По-видимому, выбор святых, образы которых помещены на мощевике, не случаен и связан с историей государства и церкви. Так, святой воин Дмитрий Солунский – небесный покровитель князя Дмитрия Донского (1350–1389), а святой Иоанн Предтеча – покровитель его отца Ивана Ивановича Красного (1326–1359). Время создания креста совпало с распространением почитания преподобного Сергия Радонежского – идейного вдохновителя собирания земель вокруг Москвы и победы русских войск на Куликовом поле, одного из самых высоких духовных авторитетов Руси.
В иконографической программе креста-мощевика нашли отражение идеи освобождения Руси от ордынского ига и объединения удельных земель в единое государство.

Свернуть
1