Музейный комплекс

Иконы. Архангелы Михаил и Гавриил, из деисусного чина

Новгород. Происхождение неизвестно
Конец XV в.
Дерево, левкас, темпера
Архангел Михаил – 109,5 х50; архангел Гавриил –109,5 х 51,5
Из бывшего Румянцевского музея в составе коллекции Л.К. Зубалова,в 1926 г.
Открытое хранение 4

Как смысловым, так и художественным центром интерьера храма с конца ΧIV – начала XV века на Руси стал иконостас, состоящий из местного, деисусного, праздничного и пророческого чинов. В ΧVI веке он был дополнен праотеческим рядом. Центральный ряд иконостаса называют греческим словом «деисис» – моление (в русском варианте – «деисус»). Основная идея деисуса – моление святых перед Христом за человечество на Страшном суде. Главное место в нем занимает икона «Спас в Силах», в которой Христос изображается восседающим на престоле, окруженным небесными силами. К нему с молитвой вместе с Богоматерью и Иоанном Предтечей обращаются архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел, Василий Великий, Иоанн Златоуст и другие святые. Согласно русской иконописной традиции, в деисусном чине архангелы располагаются вторыми от главного образа Спаса следом за Богоматерью и Иоанном Предтечей, архангел Михаил – слева от Христа, а образ Гавриила – справа.
Архангелы Михаил и Гавриил входят в число семи (иногда девяти) высших ангельских духов. Их имена упоминаются в текстах Ветхого и Нового Завета. Михаил – небесный архистратиг, предводитель небесного воинства. Гавриил – благовестник Деве Марии, ее спутник и покровитель.

Подробнее...

На иконах из собрания Л.К. Зубалова архангелы изображены в повороте к среднику чина, в широком шаге. В одной руке у каждого из них тонкий жезл – мерило, в другой – зерцало – прозрачная сфера, символ предначертания и предвидения, переданного Богом. На зерцале написаны начальные буквы имени Спасителя (IC XC). Архангелы облачены в так называемые «лоратные одежды», характерные для императорского византийского двора: далматики и завязанные узлом у ворота киноварные плащи (гиматии), которые свисают сзади фигур; на ногах – сапожки. Один конец лора (длинная широкая полоса ткани, которой фигура драпировалась) перекинут через руку, держащую зерцало. На головах повязки, концы которых, тороки, символизируют готовность слушать Бога.
Впервые этот иконографический тип появился в иконописи так называемого «васильевского» деисусного чина (1408–1410) иконостаса, созданного для собора в честь Успения Пресвятой Богородицы во Владимире. Примеры аналогичной иконографии есть в ростовский иконописи и в иконостасе Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (около1497), в создании которого участвовали мастера, принадлежащие к разным художественным школам. Причем иконы архангелов из этого деисуса были написаны, скорее всего, московскими иконописцами. Таким образом, данная иконография характерна, прежде всего, для московской традиции.
Вместе с тем, живопись икон, в которой господствуют чистые звучные цвета, находит аналогии, прежде всего, в группе новгородских образов Кирилловского иконостаса. Объединяют образы архангелов с ними и такие художественные особенности как напряженный контур, акцент на силуэте, обобщенность форм. К новгородской иконописи отсылает и своеобразный пропорциональный строй икон: очень маленькие кисти удлиненных рук, маленькие, слегка укороченные ноги сочетаются с грузными формами предплечий и бедер, которые выявляются с помощью крупных пробелов, небольшая голова «укрупняется» пышной шапкой волос. Образы архангелов наделены большой внутренней силой и, в то же время, замкнутостью, для них характерна особая «возвышенная отвлеченность».
Эти выдающиеся произведения знакомят с новгородской иконописью времени ее высокого расцвета.

1. Лев Константинович Зубалов (Леван-Иосиф Зубалашвили; 1851(1853?) – 1914). Известный собиратель, происходил из семьи нефтепромышленников, славившихся своей благотворительностью, масштаб которой поражал современников. Увлекшись собирательством, Лев Зубалов не сразу обратился к иконописи, однако в начале 1890-х годов он начинает собирать иконы. Очень скоро его собрание русской и греческой иконописи становится одним из наиболее значительных в Москве. Летом 1917 года, еще при Временном правительстве, вдова коллекционера, Ольга Ивановна Зубалова и сын Лев Львович Зубалов подарили Румянцевскому музею собранные им художественные сокровища, а в 1918 году и московский особняк у площади Красных Ворот, ставший его филиалом. После революции частные коллекции были национализированы. В 1926 году в Исторический музей через Государственный музейный фонд попали замечательные произведения иконописи из собрания Л.К. Зубалова, среди которых и такие шедевры, как иконы архангелов из деисусного чина конца XV века.

Свернуть
1