Музейный комплекс

Икона. Святые благоверные князья Борис и Глеб

Новгород
Первая половина XIV в. (около 1335 г.?)
Дерево, левкас, темпера
162 х 104 см
Из Государственной центральной художественно-реставрационной мастерской имени И.Э. Грабаря (ЦГХРМ), в 1950 г.
Открытое хранение 4

Икона происходит из часовни Зверина-Покровского монастыря в Великом Новгороде.
Святые князья Борис (? – 24 июля 1015) и Глеб
(? – 5 сентября 1015), при крещении получившие имена Роман и Давид, занимают особое место в русской православной традиции: их имена открывают пантеон национальных святых. История сложения их культа началась еще в XI веке. «Повесть временных лет» и «Сказание о Борисе и Глебе» («Сказание о чудесех святою страстотерпцу Христову Романа и Давыда») содержат рассказ о событиях, приведших к канонизации братьев. После смерти князя Владимира Святославича 15 июля 1015 года киевский стол был вероломно захвачен его сыном Святополком, впоследствии названным «Окаянным». Стремление утвердиться на великокняжеском столе заставило Святополка лицемерно расправиться со своими братьями. Ростовский князь Борис был убит подосланными убийцами во время его возвращения из похода на печенегов и был погребен в Вышгороде (под Киевом) у церкви святого Василия Великого. Вызванный в столицу его младший брат Глеб Муромский был умерщвлен у Смоленска, на месте, где река Смядынь впадает в Днепр. Тело князя было оставлено убийцами на берегу. Братоубийство Святополка не осталось безнаказанным. В борьбу с ним вступил Ярослав Владимирович, который после длительной борьбы в 1019 году овладел киевским столом. Святополк бежал и впоследствии погиб. По распоряжению Ярослава тело Глеба было перенесено в Вышгород и погребено рядом с Борисом.
Культ Бориса и Глеба получил распространение сначала в Вышгороде, а после их канонизации получил общерусское прославление святых сначала как страстотерпцев, добровольно принявших мученический венец, а затем – и воинов. Кровь, пролитая братьями ради предотвращения междоусобных распрей, укрепляла единство Руси. «С того времени, – пишет летописец, – затихла на Руси крамола». Князья-мученики становятся олицетворением русского православного идеала, покровителями княжеских дружин и воинства, защитниками Русской земли. Так, в трудное для страны время, князья являлись Александру Невскому накануне Ледового побоища и великому князю Дмитрию Донскому в день Куликовской битвы.

Подробнее...

Самые древние изображения сыновей Владимира Святославича встречаются на нагрудных крестах-энколпионах, служивших для хранения мощей. Они появились во второй половине XI века и сыграли существенную роль в становлении борисоглебской иконографии. Но уже к середине XII века центр тяжести пропаганды культа переместился с предметов прикладного искусства на иконы и фрески. В ранних иконах святые братья изображались вместе, в полный рост, строго фронтально, одетые в богато украшенные княжеские одежды. В руках они держат крест – символ мученичества, и меч – знак воинской доблести. Принято считать, что первоисточником этих икон был древний образ, находившийся у гробниц братьев в храме-усыпальнице в Вышгороде (1070-е гг.?).
Композиция иконы из часовни Зверина монастыря близ Новгорода относится к этому древнему варианту. Борис и Глеб стоят рядом, занимая почти всю высоту иконы. Каждый из князей-мучеников левой рукой держит крест, правой – строго вертикально – меч в ножнах. Борис изображен с короткими волосами и небольшой округлой русой бородой, а его младший брат – с юным безбородым лицом и длинными волосами, ниспадающими на плечи. Важнейшей особенностью их иконографии являются национальные черты, наглядно выраженные в княжеском одеянии. Святые братья облачены в длинные рубахи и воинские плащи. Плащи накинуты на левое плечо и застегнуты на груди застежкой–фибулой. На талии – пояса для ношения меча. Кайма плащей, поручи и пояса украшены «жемчугами» и «камнями». На головах – круглые княжеские шапки, отороченные мехом. Красочная гамма одежд построена на сочетании красного, темно-зеленого и золотистого цветов. Фон иконы цвета слоновой кости, с остатками золота. Золотые нимбы вокруг голов почти полностью утрачены. Сохранилась часть киноварных записей XIV века: «благоверный князь Борис» и «благоверный князь Глеб». Характер начертания букв подтверждает принадлежность иконы к XIV веку.
Интересна история поступления иконы в Исторический музей. С 1914 года она находилась в Новгородском епархиальном древлехранилище, а затем – в Новгородском музее. В годы войны этот шедевр древнерусской живописи был вывезен в Германию, откуда икона была возвращена советскими войсками в 1945 году. В Москве икона сначала была передана в Государственную центральную художественно-реставрационную мастерскую имени И. Э. Грабаря (1946), где она была отреставрирована, а в 1950 году – в собрание отдела древнерусской живописи Исторического музея.

Свернуть
1