Музейный комплекс

Повесть о Довмонте. Список в составе житийного сборника XVII в.

Вторая четверть XIV в.
Бумага, чернила, киноварь; почерк – русская скоропись. Переплет XIX в. – доски, кожа, медь
Поступление: по завещанию графа А.С. Уварова в 1917 г.
Витрина 1

Повесть о Довмонте – одно из старейших произведений древнерусской литературы – воспевает псковского князя-воина, защитника своей земли, одержавшего ряд крупных побед над Литвой и ливонскими рыцарями.
Жизнеописание псковского князя Довмонта (Даумантас, Daumantas) (? – 1299), ставшего, как и святой Александр Невский, прославленным заступником Русской земли, было создано через несколько десятков лет после его смерти, во второй четверти XIV века. Несмотря на то, что текст «Повести о Довмонте» наполнен устными преданиями и летописными сведениями, а отдельные эпизоды восходят к литературным сказаниям о святых князьях Владимире Святославиче и Александре Невском, литературный стиль и дух сближает произведение не с Житиями святых, а с воинскими повестями, где князь, в первую очередь, – воин, полный решимости в любую минуту встать на защиту города.
Первоначальная редакция «Повести» дошла до нас в составе Псковской I-й летописи и в сборнике из собрания графа Алексея Сергеевича Уварова, представленном в экспозиции 14 зала Исторического музея. «Повесть» была популярна в псковской и новгородской землях, о чем свидетельствуют многочисленные ее списки разных редакций в местных летописях. Текст «Повести» вошел в I, II, III Псковские летописи, а также I, IV, V Новгородские летописи. В первой половине XV века «Повесть» была включена в общерусский летописный свод, впоследствии ее переписывали во многие местные летописи XVI –XVII веков.

Подробнее...

Среди пяти редакций «Повести» выделяется так называемая Распространенная редакция – классическое житие, отвечающее всем нормам агиографического жанра конца XVI – начала XVII века, с традиционным для житий вступлением, описанием посмертных чудес и молитвенным обращением к святому. Собрав вместе сведения из различных редакций «Повести о князе Довмонте», мы узнаем о героическом прошлом жителей псковской земли, об их умном и мужественном князе.
Довмонт происходил из рода литовских князей и владел в Литве Нальшенайским уделом. В 1266 году, спасаясь от междоусобиц, он был вынужден бежать из Литвы и вместе с дружиной «И СО ВСЕМ РОДОМ СВОИМ» пришел в Псков, где крестился под именем Тимофей и был посажен псковичами на княжение. Вступив в брак с дочерью великого князя Дмитрия Марией, внучкой князя Александра Невского, он породнился с русским великокняжеским родом. В течение 33 лет (1266–1299) он управлял городом, верой и правдой служа Пскову как воин и созидатель.
Главная заслуга князя Довмонта, как полководца, состоит в том, что многие годы он надежно защищал северо-западную границу древнерусского государства от неприятельских нападений. По словам летописца, этот князь «НЕ СТЕРПЕ СБИДИМЕ БЫТИ ЗЕМЛИ И ДОМУ СВЯТЫЯ ТРОИЦЫ ОТ НАПАДЕНИЯ ПОГАНЫХ НЕМЕЦ» и, сочетая военный талант и личное мужество, творил чудеса на поле битвы, держа в страхе своих врагов. В 1268 году он стал одним из героев исторической битвы при Раковоре, где русская рать одержала победу над датскими и немецкими войсками. Довмонт, совершивший в сражении при Раковоре немало подвигов, с псковскими полками прошел по Ливонии, дойдя до самого моря, и возвратился с множеством пленных в Псков. «И ПРОСЛАВИЛОСЬ ИМЯ КНЯЗЕЙ НАШИХ ВО ВСЕХ СТРАНАХ, И БЫЛО ИМЯ ИХ ГРОЗОЮ ВО ВРЕМЯ РАТНОЕ… И ПОБЕЖДАЛИ ОНИ, НО БЫЛИ НЕПОБЕДИМЫМИ… ТАК И ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР, И ДМИТРИЙ, СЫН ЕГО, СО СВОИМИ БОЯРАМИ, И С НОВГОРОДЦАМИ, И С ЗЯТЕМ СВОИМ ДОВМОНТОМ, И С ЕГО МУЖАМИ-ПСКОВИЧАМИ ПОБЕЖДАЛИ НАРОДЫ ИНОВЕРНЫЕ – НЕМЦЕВ, ЛИТОВЦЕВ, ЧУДЬ И КОРЕЛУ… ТАК И ВЕЛИКИМ КНЯЗЕМ АЛЕКСАНДРОМ, И СЫНОМ ЕГО ДМИТРИЕМ, И ЗЯТЕМ ЕГО ДОВМОНТОМ СПАСЕНЫ БЫЛИ НОВГОРОД И ПСКОВ ОТ НАШЕСТВИЯ ПОГАНЫХ НЕМЦЕВ», – с гордостью завершает свое сообщение об этом походе автор «Повести о Довмонте».
Прославился князь Довмонт и как строитель. При нем двор псковского князя, княжеская «судница» и «поле», где происходили судебные поединки, были перенесены из Детинца в примыкавшую к нему часть старого посада, окружены каменными оборонительными стенами, сооруженными по правилам тогдашней фортификации, что сделало псковскую крепость неприступной. В память о князе каменная стена, возведенная рядом с Кромом, была названа Довмонтовой, а территория, огражденная стеной, до сих пор называется Довмонтовым городом. Рядом с Кремлем на территории Довмонтова города по заказу князя были построены многочисленные храмы – в честь того святого, в день памяти которого он одерживал победу.
4 марта 1299 года «НА ПАМЯТЬ СВЯТОГО МУЧЕНИКА ПАВЛА И УЛЬЯНЫ» ливонские рыцари сожгли и разорили псковский посад, знаменитый Снетогорский монастырь, убили монахов, а наутро «ПОГАНЫЕ» немцы обступили Псков. «С МАЛОЮ ДРУЖИНОЮ МУЖЕЙ-ПСКОВИЧЕЙ И С ИВАНОМ ДОРОГОМИЛОВИЧЕМ И ЕГО ДРУЖИНОЮ» князь Довмонт «У ЦЕРКВИ СВЯТОГО ПЕТРА И ПАВЛА НА БЕРЕГУ» сокрушил врагов. Но это сражение стало для него последним. Через несколько месяцев князь скончался и был погребен в Троицком соборе Пскова. На гробнице высечена надпись, в тексте которой заключен весь земной подвиг псковского князя: «СВЯТЫЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ ТИМОФЕЙ ПРЕЖДЕ КРЕЩЕНИЯ ИМЕНОВАЛСЯ ДОМАНТ, РОДИЛСЯ В ЗЕМЛЕ ЛИТОВСКОГО КНЯЗЯ МИНДОВГА И В ЛЕТО 1266, ОСТАВИВ ЗЕМЛЮ ЛИТОВСКУЮ, ПЕРЕСЕЛИЛСЯ ВО ГРАД ПСКОВ СО ВСЕМ СВОИМ РОДОМ И В НЕМ СВЯТОЕ КРЕЩЕНИЕ ПРИНЯЛ; МУЖЕСТВА ЖЕ РАДИ И ДОБРОНРАВИЯ КНЯЖЕНИЕМ ПСКОВСКИМ БЫСТЬ ПОЧТЕН. ВОВРЕМЯ ЖЕ СВОЕГО КНЯЖЕНИЯ ВО ГРАДЕ ПСКОВЕ МНОГИЕ ПРЕСЛАВНЫЕ ОДЕРЖАЛ ПОБЕДЫ НАД ЛИТВОЮ И НЕМЦАМИ, МНОГИЕ ГРАДЫ ИХ РАЗОРИЛ И ЧУДЬ И ПОМОРИЕ ПЛЕНИЛ. ЗА ДАРОВАННЫЕ ЖЕ ОТ БОГА ПОБЕДЫ В ЗНАК БЛАГОДАРЕНИЯ И ДЛЯ ПАМЯТИ БУДУЮЩИМ РОДОМ МНОГИ СВЯТЫЕ ПОСТАВИЛ ЦЕРКВИ И, ПОЖИВ СВЯТО И БОГОУГОДНО, В ПОСТЕ И МОЛИТВАХ, ПРЕСТАВИЛСЯ В НЕБЕСНУЮ СЛАВУ В ЛЕТО 1299 МЕСЯЦА МАЯ В 20 ДЕНЬ И ПОЛОЖЕНО ЧЕСТНОЕ ТЕЛО В СОБОРНОЙ ЦЕРКВИ ПРЕСВЯТЫЯ ТРОИЦЫ».

1.История русской литературы/ под ред. Д.С. Лихачева и Г.П. Макогоненко. В 4 т. Т 1. Древнерусская литература. Литература XVIII века. Ленинград, 1980. С. 133-135.
2. Охотникова В.И. Повесть о псковском князе Довмонте: К вопросу об источниках и авторе Распространенной редакции // ТОДРЛ. Л., 1979. Т. 33. С. 261–278; Летописная редакция Повести о Довмонте в сборнике из собрания Уварова // Там же. Т. 34. С. 116–126.

Свернуть
1