Музейный комплекс

Портрет митрополита Евгения (Болховитинова)

Неизвестный художник
г. Санкт-Петербург
1820-е гг.
Холст, масло
97х76 см
Из Государственного Музейного фонда, ранее в Московском Главном архиве МИД (дар Е.А.Селивановской), 1923 г.
Открытое хранение 6

Евгений (в миру Болховитинов Евфимий Алексеевич; 1767–1837), митрополит Киевский и Галицкий, церковный и общественный деятель, писатель, переводчик, историк, один из основателей российской церковной археологии.
Член Российской академии (1806), почетный член Петербургской академии наук (1826), почетный член всех российских университетов, Петербургской и Киевской духовных академий, многочисленных ученых обществ (Общество истории и древностей российских при Московском университете (1813), петербургское Вольное общество любителей российской словесности (1818), Королевское копенгагенское общество северных антиквариев (1834) и т.д.).
Автор фундаментальных историко-краеведческих, литературно-исторических, церковно-археологических трудов, среди которых: «Исторические разговоры о древностях Великого Новгорода» (М., 1808), «Описание Киево-Софийского собора и Киевской иерархии…» (Киев, 1826), «Словарь русских светских писателей» (М., 1838).
Один из авторов реформы духовного образования, проведенной в 1808–1814 гг.
Участник коронаций Александра I и Николая I. В ходе восстания декабристов 14 декабря 1825 г. вместе с петербургским митрополитом Серафимом (Глаголевским) вышел к мятежным войскам с призывом сложить оружие.

Подробнее...

Портрет принадлежит к т.н. «кабинетному» типу портретов духовных лиц. Он получил распространение в пер. пол. XIX в. Художники избирали для портретируемых обстановку рабочего кабинета, которая красноречиво свидетельствовала об ученых занятиях и интеллектуальных интересах. Данный тип портрета также требовал указания всех регалий изображенного.
Митрополит Евгений изображен в синей рясе и белом клобуке. На его груди – наперсный крест, драгоценная панагия, пожалованная императором Николаем Павловичем, и многочисленные орденские знаки: знак ордена Св. апостола Андрея Первозванного (высшей награды России) на голубой ленте, Св. Александра Невского на красной ленте, Св. Анны I степени на красной ленте с желтой каймой, Св. Владимира II степени на красно-черной ленте.
Одной рукой митрополит опирается на подлокотник кресла, в другой – сжимает четки. Жестом он указывает на разложенные на столе рукописи, символически подчеркивая значение ученых занятий. О них говорит и изображенный на заднем плане шкаф с рядами книг. На нем – дорогое блюдо с митрой, архиерейским богослужебным головным убором, украшенным драгоценными камнями и увенчанным крестом.
Согласно академической портретной традиции митрополит изображен на фоне колонны с зеленой драпировкой. В окне за его спиной виден пейзаж – вид на Киево-Печерскую лавру со стороны Днепра. Он призван напомнить о месте служения архиерея.
Данный портрет считается прижизненным и является, по всей видимости, наиболее близкой к оригиналу копией с утраченного полотна кисти академика живописи Ивана Васильевича Бугаевского-Благодарного (ок. 1780–1860).
Литература: Кочнева Е.В. К истории создания живописного портрета митрополита Киевского и Галицкого Евгения (Болховитинова) из собрания Российской академии // Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып.3 (12). С. 91–115.

Свернуть
1