Музейный комплекс

Зал 31. Россия в эпоху императора Александра I. Самодержавие и общество

Символической точкой отсчета новой эпохи стал 1801 год, когда на российский престол взошел Александр I (1777–1825). Император намеревался провести самые широкие преобразования. К 1810 году был подготовлен проект коренного переустройства России. Молодой, всеми любимый царь, приветствовал экономические инициативы, преобразования в образовании, науке и культуре.
Многие благие начинания эпохи сдерживало длительное единоборство с наполеоновской Францией, покорившей большую часть Европы. В июне 1812 года 600-тысячная армия Наполеона I вторглась на территорию России. Сплочение всех сословий во время Отечественной войны 1812 года привело к ее победоносному завершению.
После войны Россия переживала общественный подъем. Возрос интерес к прошлому страны. В 1818 году увидела свет «История государства Российского» Н.М. Карамзина. «Светские люди бросились читать историю своего Отечества. Она была для них открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка – Колумбом», – отмечал А.С. Пушкин.
Новые ценности и энергия победителей дали импульс возникновению разнообразных дворянских сообществ: литературных, художественных, научных, религиозных и политических. Чувство гражданственности, взращенное войной и либеральным просвещением, привело к созданию первых политических обществ, задачей которых было содействие власти в осуществлении реформ и преодолении социальной и экономической отсталости России.
Одновременно расцветала европейская мода на масонство с его красивыми и таинственными ритуалами, идеями внесословного братства, благотворительными задачами и фантазиями о «живой» религии.
Прислушиваясь к общественным настроениям, власть балансировала между реформами и охранительными мерами – разрабатывались проекты отмены крепостного права, проводилось освобождение крестьян в прибалтийских губерниях, в Польше и Финляндии было введено представительное правление, негласно велась разработка российской конституции. В то же время в 1816 году для преодоления финансовых проблем и содержания армии были учреждены военные поселения, снискавшие славу худшего из всех видов крепостничества.
После внезапной смерти Александра I, воспользовавшись отказом цесаревича Константина (1779–1831) занять престол, деятели тайных политических обществ решились на переворот. 14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь в Санкт-Петербурге они вывели около трех тысяч солдат. Мятеж был подавлен, к следствию были привлечены 579 человек, по приговору Верховного суда пятеро казнены, более 100 сосланы на каторгу в Сибирь.

Показать на плане

Материалы зала посвящены времени правления императора Александра I.
Эту эпоху часто называют эпохой военного триумфа над Наполеоном и эпохой «несбывшихся» реформ.
Среди основных реформ в той или иной мере обсуждались и частично реализовывались: преобразование политической системы; учреждение конституционного правления; решение самого главного «крепостного вопроса» – освобождения крестьян от крепостной неволи. А также совершенствование системы законодательства, не измененной, по сути, со времен царя Алексея Михайловича (XVII в.); реформа высшего и среднего образования и преобразования в церковной сфере и обучении.
Доступ к обсуждению столь важных проблем получило не только императорское окружение, но и представители разных слоев дворянства.

Император Александр I взошел на российский престол в результате переворота 12 марта 1801 года, последовавшего после убийства гвардейскими офицерами его отца – императора Павла I.
В манифесте новый император пообещал править «по законам и сердцу бабки нашей Екатерины Великой». Он вновь утвердил, отмененную Павлом I, «Жалованную грамоту дворянству», подтвердив систему экономических, социальных и политических прерогатив для дворянства, которые получили законодательное оформление при императрице Екатерине II.

В жизни российского общества все большее значение приобретала художественная литература. Выдающимся явлением литературы стало творчество А.С. Пушкина, придавшего художественному слову «достоинство национального дела». А.С. Пушкин входил в плеяду молодых литераторов, стремившихся под влиянием Н.М. Карамзина приблизить литературный язык к обиходному. В салонах, клубах, гостиных горячо обсуждались литературные новинки. Многие произведения, запрещенные цензурой, расходились в среде читающего общества в рукописных списках.

1-я четверть XIX века отмечена организацией масштабных морских экспедиций. В 1803-1806 гг. было совершено первое российское кругосветное путешествие под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. В 1824 году результатом экспедиции под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева стало открытие нового материка – Антарктиды.

«Дней александровых прекрасное начало» ознаменовалось новыми идеями и инициативами «молодых друзей» императора, прозванных «Негласным комитетом» (1801–1803 гг.), желавших быть полезными России и императору. Со своими единомышленниками Александр задумал ряд реформ, затрагивающих разнообразные сферы жизни отечества.
Не забывал император и о «екатерининских старцах», учреждая в противовес пылким своим друзьям – «Совет непременных» (1802 г.), постоянно действующий при своей особе совещательный орган, юридически закрепленный в структуре управления империи в 1810 году как Государственный Совет.
Стремясь уравновесить либеральные и консервативные позиции приближенных, Александру I с первых дней правления пришлось манипулировать между своими мечтами о реформах и реальностью их восприятия в дворянской среде.
К 1810 году по поручению Александра I был подготовлен проект «Коренного переустройства России» статс-секретарем М.М.Сперанским.
В перспективе предусматривалось учреждение конституционного строя и поэтапная отмена крепостного права.
Проект вызвал неприятие в среде значительной части дворянства. Не в пользу реформ была и внешнеполитическая ситуация: все отчетливее становилась неизбежность единоборства с наполеоновской Францией.
После войны, прислушиваясь к общественным настроениям, власть балансировала между реформами и охранительными мерами – разрабатывались проекты отмены крепостного права, проводилось освобождение крестьян в прибалтийских губерниях, в Польше и Финляндии было введено представительное правление, негласно велась разработка российской конституции.
В то же время в 1816 году для преодоления финансовых проблем и содержания армии были учреждены военные поселения, снискавшие в свое время славу худшего из всех видов крепостничества.
Как считалось, инициатором «поселений» был граф А.А.Аракчеев, наиболее приближенная фигура к императору. Однако, современные исследования трактуют ситуацию по-разному.

Послевоенное время ознаменовалось подъемом национального самосознания и желанием активных действий в дворянском обществе. Новые ценности и энергия «победителей» давали толчок к основанию и создавали «продуктивные плоды» существования разнообразных сообществ: литературных, художественных, научных, религиозных и политических.

После окончания Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813–1814 гг. расцветала европейская мода на масонство с его красивыми и таинственными ритуалами, идеями внесословного братства, благотворительными задачами и фантазиями о «живой» религии.
В послевоенное время мистическое отношение к триумфу России над «непобедимым» Наполеоном, которое культивировал сам император, привело к расширению религиозных сообществ. Самым представительным из них стало Российское Библейское общество.

Продолжалось изучение малоисследованных территорий северных, восточных и северо-восточных окраин Российской империи, в том числе северо-востока Северной Америки, получившей название Русской Америки, а также территорий Средней Азии.

Тяга к уединению и молитве зародилась у будущего императора Александра I с ранних лет. К мальчику был приставлен протоиерей А.А.Самборский, убежденный в том, что «рожденные в православии должны быть тверды и непреложны до последнего издыхания».
Формирование великого князя проходило в обстановке противостояния миров бабушки Екатерины II и отца, великого князя Павла Петровича, с трудом воспринимавших друг друга. Тяга к уединению и молитве от детских страхов, как признавался сам Александр I, зародилась у него с ранних лет.
При начале правления слухи о преобразованиях вызывали настороженность у высшей иерархии и ответную холодность Александра I в отношениях с Синодом. Пугала иерархию покровительство Александра масонам и открытая веротерпимость к сектантам
Собственные духовные искания и поиски общественной поддержки своим начинаниям определили отношение императора к масонам. Не входя глубоко в понимание сути, он воспринял благотворительное и нравственное начало масонства. В 1803–1804 гг. Александр I не только дал свое согласие на открытие лож, но и сам пожелал быть посвященным в масоны. Имя императора и государственные символы отразились в названии многих лож. Высочайшее покровительство вызвало настоящий бум масонства, объединившего и значительную часть дворянского общества, и представителей других сословий.
В 1807 году Александр I издал «Указ о религиозной веротерпимости». Православная церковь позиционировалась как главенствующая, другие конфессии, как покровительствуемые. Свободу отправления культа получили и различные религиозные секты.
Переустройства в стране требовали широкого просвещения. Миссия носителей знаний издревле принадлежала духовенству, но практически была утрачена в XVIII веке. Это понимали многие иерархи. Инициатором реформы духовного образования стал известный ученый, педагог – епископ Евгений (Болховитинов).
войны с Наполеоном и общесоюзных договоренностей о судьбах Европы вознамерился скрепить их осо

Оппозиционные настроения привели и к реорганизации тайных политических обществ. В 1824–1825 гг. был выработан план вооруженного переворота с целью последующего насильственного изменения существующего строя.
После неожиданной смерти Александра I, воспользовавшись благоприятным моментом – отказом цесаревича Константина занять престол – деятели тайных обществ попытались реализовать свой план.
14 декабря 1825 года заговорщики-декабристы вывели на Сенатскую площадь в Петербурге около трех тысяч солдат, но были разгромлены войсками, верными новому императору Николаю I. Чуть позже потерпело поражение другое поднятое декабристами восстание – Черниговского пехотного полка на Украине.
К следствию были привлечены 579 человек. По приговору Верховного суда пятеро были казнены, более сотни – сосланы на каторгу в Сибирь.

Прислушиваясь к общественным настроениям, власть балансировала между реформами и охранительными мерами. В послевоенные годы были разработаны новые проекты отмены крепостного права, проводилось освобождение крестьян в прибалтийских губерниях. В Польше и Финляндии было введено представительное правление. Негласно велась разработка российской конституции – «Государственной уставной грамоты».
В офицерской среде «героев 1812 года» появились сообщества в поддержку намерений власти провести столь обсуждаемые реформы. Однако, согласия «каков должен быть путь развития России» между ними не возникло. Несколько программ, предлагаемых членами обществ не давали реальных результатов. Несмотря на это сохранялась надежда на понимание правительства. Многие были разочарованы и отошли от общества, благородно называемого «Союз Спасения», а затем – «Союз Благоденствия». Другие решили идти до конца.
Император выражал готовность даровать «законно-свободные учреждения» всей России. И вновь внешние и внутренние обстоятельства волна европейских революций 1820–1821 гг., «возмущение» в гвардейском Семеновском полку в 1820 году, известия о существовании тайных обществ в армии обусловили отказ от уже подготовленных реформ и привели к нарастанию репрессивных мер в последние годы правления Александра I.

Преобразования Александра I произошли в сфере народного образования. Было создано (1802 г.). Министерство народного просвещения. Университеты, в том числе и новые (Дерптский – 1802 г., Казанский – 1804 г. Харьковский – 1804 г., Виленский – 1804 г., Петербургский – 1819 г.) получили значительную независимость от властей. К началу XIX века в России было одно высшее учебное заведение технического профиля - Горный институт в Петербурге. При Александре I был открыт Лесной институт.
В каждом губернском городе были открыты гимназии; в уездном городе – уездные училища; в сельской местности приходские училища. Для детей крепостных доступны были только приходские училища. Подавляющее число дворянских детей получало домашнее начальное образование. Помимо преподавания наук дети обучались игре на музыкальных инструментах, рисованию.

В изобразительном искусстве переход от классицизма к романтизму проявился во всех жанрах. Ярким примером романтического направления является творчество В. А.Тропинина, О. А. Кипренского, К. П. Брюллова, А.Г. Венецианова, А. А. Иванова и их последователей.
Произведения декоративно-прикладного искусства: костюмы, мебель, изделия из стекла, фарфора, металла, входящие в быт человека, его жилого интерьера – образцы не только определенного стиля эпохи, но и памятники повседневной жизни, имеющие важное историко-культурное значение.

1