Музейный комплекс

Птицевидная бляха

Поздний бронзовый век
Дигорская археологическая культура (?)
Бронза
13,8х8,2 см
Из коллекции Бегизара Дзелихова (выкуплено у местных жителей с. Галиат), покупка у Императорского Московского археологического общества в 1890–1891 гг.
Витрина 5

Плоская бронзовая бляха изображает птицу с широко развернутыми крыльями, концы которых резко задраны вверх. Узкий живот птицы плавно переходит к трапециевидному хвосту, который соединен перемычками с крыльями. Верхняя часть бляхи, между крыльев, орнаментирована поясом из двух рядов врезанных равносторонних треугольников: верхний ряд – вершинами вниз, нижний – вершинами вверх. Аналогичный, но вертикальный орнаментальный пояс расположен ниже, на животе, и примыкает к верхнему поясу. Хвост орнаментирован рядом вертикальных насечек. Птица имеет скульптурную голову барана с кольцом для подвешивания на обратной стороне. Образ птицы с головой барана, или просто летящего барана, имеет довольно широкое распространение в иранской (божество Фарн) и греческой мифологии (миф о золотом руне), и обычно связывается с культами солнца и плодородия, а также символикой царской власти. Вместе с тем, крылья птицевидных блях своей формой в точности повторяют очертания лезвий топоров-секир, которые известны на этой же территории. Возможно, перед нами одновременно и птица, и двойная секира (лабрис). Культ лабриса – один из древнейших и распространенных на Ближнем Востоке и Закавказье, который был связан, в том числе, с представлениями о солнце и плодородии. Находка происходит, вероятно, из ограбленных погребений могильника Фаскау и датируется серединой II тыс. до н.э.
Функциональное назначение: нагрудное нашивное украшение, символ власти или сакральных полномочий.
Уникальность: птицевидные бляхи – редкая категория находок, имевших большое символическое значение. Кроме того, это прекрасные образцы мастерства литейщиков бронзы Кавказа.

1