Музейный комплекс

Бляха коновала

Россия
XIX в.
Медь; литье
19,2х12,7 см
Куплено «на торгу», 16 октября 1889 г.
Витрина 10

Бляха является знаком принадлежности к коновальскому промыслу. Коновалы – лекари, занимавшиеся лечением и стерилизацией скота, главным образом, лошадей и коров. Коновальским промыслом зачастую занимались крестьяне неплодородных губерний, уходившие на заработки после сбора урожая. В чужих селах и деревнях их узнавали по медным бляхам, закрепленным на кожаных сумках.

Подробнее...

В XVIII–XIX вв. подобные предметы в большом количестве создавались медниками-кустарями Русского Севера и Поволжья. Видным центром производства было село Кимжа Архангельской губернии.
Типичная бляха коновала исполнена в технике литья и представляет собой плоскую рамку с помещенными внутри тремя фигурами. В центре – всадник на коне, по сторонам от него – двое стоящих прямо мужчин. Один из них обычно придерживает коня сзади, другой – то ли придерживает под уздцы, то ли угощает животное, чтобы его усмирить.
Представленную здесь бляху отличает подробная проработка деталей, таких как черты лиц и лошадиной морды, одежда и конская сбруя. Мужчина справа от всадника подпоясан широким поясом, на нем так же хорошо заметна перевязь через плечо. Эта деталь выдает в нем одного из коновалов: они носили через плечо кожаные ремни, необходимые для того, чтобы повалить крупное животное на землю.
По нижнему краю рамки – литые круглые ушки. К ним подвешивались амулеты, например, в форме медвежьих лап. Это подкрепляло веру людей в магические способности коновалов. В своей практике они использовали не только инструменты и лекарства, но и магические приемы. К коновалам относились как к колдунам-знахарям, способным заговорами помочь не только животным, но и людям.
Литература: Гончарова Л.Н. Металл в народном искусстве Русского Севера: чеканка и медное литье. М., 2000; Ольшина Е.Ю. Бляхи коновалов – памятники художественной культуры Мезени // Страницы истории отечественного искусства. Сб. статей по материалам научной конференции (Русский музей). СПб., 2015. С. 229–237.

Свернуть
1