Музейный комплекс

Мечи

Западная Европа
Первая половина XII–XIII вв.
На одном из клинков с одной стороны вырезаны пять плотно прилегающих друг к другу латинских букв «Х», являющихся сиглями латинского слова «Xpistus // Христос». На оборотной стороне клинка вырезаны изображения трех латинских букв «О», представляющих собой сигли латинского слова «Omnipotens //Всемогущий»
Сталь, металлический сплав; ковка, кузнечная сварка, литье
Общая длина: от 103 до 106 см; Длина клинков: от 86 до 89,7 см. Один из мечей обломан, его общая длина 66,3 см, длина клинка 54,4 см. Ширина клинков у пяты: от 4,5 см до 5 см
Поступление: Из Военной Академии моторизации и механизации имени И.В.Сталина (Кабинет истории военной техники), 30.06.1934; От Комитета по делам культпросвет учреждений при Совмине РСФСР, 07.05.1946
Витрина 1

Меч – наступательное рубяще-колющее оружие –являлся неотъемлемой принадлежностью и символом воина-дружинника Киевской Руси или рыцаря Западной Европы.
Конструктивно меч состоит из прямого, сужающегося к острию, двулезвийного клинка, рукояти с крестовиной, защищающей руку, и навершия, выполняющего роль баланса.
Мечи XII–XIII вв. развивают традиции клинков более раннего периода Древней Руси (Эпохи викингов). В западноевропейской оружиеведческой литературе они получили название мечи романского типа, а в отечественной историографии капетингские мечи.
Во второй половине XII в. в связи с развитием комплекса защитного доспеха складывается тенденция к удлинению и сужению клинков, появляются длинные полутораручные мечи. Сужение клинков объясняется тем, что мечи предназначались уже не только для рубящего, но и для колющего удара, хотя рубка остается основным приемом ведения боя вплоть до XIII в. Известное значение для хронологии развития клинков имеет дол. Для IX–X вв. он, как правило, составляет по ширине половину полосы, в конце X–XII – одну треть, в XII–XIII вв. превращается в узкий желобок. Меняется конструкция рукояти – навершия мечей делаются из одного куска с основанием, также трансформируется его форма от полукруглых до округлых или дисковидных. Удлиняются сама рукоять и крестовина, которое может достигать в длину до 15-20 см и лучше защищает руку. Появление длинной крестовины, предохраняющей руку от ударов, скользящих вдоль лезвия, свидетельствует о зачатках фехтовального искусства, расцвет которого, однако, был далеко впереди — в XV в. Возникают новые формы перекрестий – не только прямые, но и изогнутые вниз, к клинку. Считается, что такой изгиб перекрестья более удобен для рубки с коня.

Подробнее...

Находки мечей XII–XIII вв. крайне редки, большинство из случайных находок, поскольку с принятием христианства в 988 г. при князе Владимире их перестали класть в могилы. Но летописные данные для этого времени становятся довольно обильны.
Из «Русской Правды» (свод древнерусского светского права) следует, что меч носился в ножнах, хотя они почти не сохранились как артефакт: «аже кто ударит мечом не вынез его или рукоятью, то 12 гривен продаже за обиду, аже ли вынес меч, а не утнет, то гривну кун». В летописи неоднократно встречаются выражения вроде «вынзе меч свой», обнажи меч свой», «меч наг» и т.д.

Некоторые выражения позволяют предположить, что меч применялся иногда также для нанесения колющих ударов, а именно «извлек меч пронзе и к сердую» и тем более «призвавшее ко оконцю пронзут и мечем».
Письменные источники свидетельствуют, что основные удары в XII и XIII вв. остаются рубящими: «и вынза меч свой и нача и сечи по шелому», «секущееся мечема», «секоша и меци», «имеа меч наг разсещи его хотя», «посекоша мечем нещадно». Одной из задач меча было перерубание древка копья, что редко удавалось с одного удара: «оскепищу исечену от ударенья мечевого» (оскепище – копейное древко).
Знаменитое «Слово о полку Игореве» упоминает только рубящие удары: «гремлеши о шеломы мечи харалужными» и далее «позвони своими острыми мечи о шеломы Литовския».
В древнерусских летописях есть упоминания о мече как символе княжеской власти. Свидетельство тому такие выражения, как «князь бо не туне меч носит в месть злодеем, а в похвалу добро творящим». Но есть и прямое свидетельство о том, что меч был знаком княжеского достоинства. Например, рассказ о посылке Всеволодом Юрьевичем Большое Гнездо (князь владимирский 1176–1212 гг.) своего сына Константина в Новгород на княжение: «И да ему отец крест честны и меч, река: се ти буди охраньник и помощник, а меч прощенье и опасенье, аже ныне даю ти пасти люди своя от противных».
Мечи князей, причисленных к святым, сами становились предметами культа. Владимирский князь Андрей Юрьевич Боголюбский (1155–1174 гг.) имел при себе меч Бориса: то бо меч бяшет святого Бориса» (один из младших сыновей киевского князя Владимира Святославича Крестителя, убит вместе с братом Глебом в 1015 г., канонизирован не позднее 1072 г.). О погребении Всеволода Псковского (1137 г.) летопись прямо говорит: «и поставиша над ним его меч, иже и доныне стоит, видим всеми».
Судя по древним изображениям и летописным сведениям, мечу в эпоху Древней Руси придавались различные символические значения. Так, в военном обиходе «взимать меч против» означало начинать войну, «заити мечом» – завоевать. Мечник – чин в княжеской администрации – получил свое название от меча. На миниатюрах Радзивиловской летописи назначение удела иллюстрируется торжественной передачей клинка.

Литература:
Арциховский А.В. Русское оружие X–XIII вв. Доклады и сообщения исторического ф-та МГУ, Вып.4, М., 1946 г.
Каинов С.Ю. Сложение комплекса вооружения Древней Руси X – начала XI в., Дисс. на соискание н.с. кандидата исторических наук, М., 2019 г.
Кирпичников А.Н. Русские мечи XI–XIII веков, КСИА, Вып. 85, М. 1961 г

Свернуть
1