Музейный комплекс

Скульптура «Царь Берендей»

Автор формы М.А.Врубель, автор исполнитель В.С.Зенякина
МТХ «Гжель» СССР, Московская область, Раменский район, село Речицы
1945 г.
Майолика; восстановительный обжиг
Высота: 50 см
Поступление: приобретена у автора В.С.Зенякиной, в 1984 г.
Витрина 5

Представленная скульптура относится к известной керамической сюите, созданной М.А. Врубелем (1856–1910) в конце 1890-х годов на тему оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».
С 1896 по 1902 год М.А. Врубель активно сотрудничал с «Русской частной оперой». М.А. Врубель в письме к Н.А. Римскому-Корсакову писал, что решил посвятить себя «исключительно русскому сказочному роду» благодаря влиянию композитора.

Подробнее...

С конца 1890-х годов, после ухода К.А. Коровина на Императорскую сцену, Врубель становится, по существу, основным художником театра. За время этой работы художник и его супруга, оперная певица Н.И. Забела, очень сблизились с Н.А. Римским-Корсаковым. Композитор почитал талант Надежды Ивановны; многие его произведения, в частности партия Марфы в опере «Царская невеста» была написана в расчете на ее голос.
Скульптуры, созданные уже в 1899–1900 годах, являются результатом увлеченной совместной работы, что, несомненно, делает их столь впечатляющими до настоящего времени.
После закрытия в 1926 году гончарного завода «Абрамцево» формы изделий и оборудование были уничтожены. А.Б. Салтыков, заведующий отделом силикатов (будущий отдел керамики и стекла), сумел спасти небольшую часть гипсовых форм, среди которых были «Голова львицы», «Египтянка», «Весна», «Купава» и «Царь Берендей».
В 1935–1936 годах они были переданы Гжельскому керамическому заводу «Всекохудожник» (МТХ «Гжель»), где А.Б. Салтыков выступал в качестве художественного консультанта и вдохновителя. По старой абрамцевской форме в 1945 году скульптором Верой Сергеевной Зенякиной и была создана скульптура «Царь Берендей».

Свернуть
1