Музейный комплекс

Зал 35. Традиции и новации русской культуры конца XIX – начала ХХ в.

На рубеже веков в российском обществе возрос интерес к культуре русского Средневековья. Художники все чаще обращались к изучению памятников Древней Руси и народному искусству, стараясь услышать, по словам М.А. Врубеля, «национальную нотку могучей музыки, музыки цельного человека, не расчлененного отвлечениями упорядоченного, дифференцированного и бледного Запада». Внимание к духовным корням вызвало подлинный ренессанс в церковном искусстве. За небольшой период открылось более пяти тысяч храмов, в убранстве которых сочетались византийские, древнерусские, раннехристианские традиции и стилистические новации.
Художники теперь работали не только в «высоком» искусстве, в живописи или архитектуре, но и создавали печи, камины, витражи, мебель, гобелены, афиши, театральные программы, меню. Они проектировали предметы быта для популяризации народных промыслов, стремясь противопоставить промышленной продукции рукотворную красоту кустарных изделий. Произведения, выполненные в стиле национального романтизма, с огромным успехом экспонировались как в России, так и за рубежом.

Показать на плане
1