Музейный комплекс

Новгородская I летопись Старшего извода

Авторы протографов – Герман Воята, пономарь Тимофей
Великий Новгород, Юрьев монастырь
Одна часть рукописи – вторая половина XIII в., другая – 1380-е гг.
На л. 169 об. – «ЛЕТОПИСЕЦ / НОВГОРОДСКОЙ ХАРАТЕЙНЕЙ»; выцветшая нечитаемая запись уставом XIII в. (?); записи почерком XIX в. – «В сей книги 169 листов. Метил певчей Федор Михайлов» / Из Синодальной ризницы. По нижнему полю на листах 39 об.,122, 129, 156 об., 157 об. – «ИОСИФА ПОМОГИ БОГ НАМ П ВЫ (БЫ -?)».
Пергамен, чернила, киноварь; почерк – устав. Переплет конца XVIII в. – картон, кожа. На внутренней стороне верхней крышки переплета и на первом переплетном листе – экслибрис Синодальной (Патриаршей) библиотеки с номером рукописи, наклейка с карандашными пометами – отсылки к рукописям с похожими почерками (?).
4° (18,7 х 14,3 см)
Поступление: в составе собрания рукописей Синодальной библиотеки в 1920 г.
Витрина 1

Новгородская I летопись Старшего извода – древнейшая летопись Великого Новгорода – гордость рукописного собрания музея. Она известна в двух изводах (редакциях): старшем и младшем. Старший извод представлен единственным пергаменным списком, который датируется XIII и XIV веками и является одной из самых старых сохранившихся древнерусских летописных рукописей.

Рукопись написана древнейшей формой кириллицы – уставом с киноварными заглавными буквами. Первые тетради рукописи утрачены, из-за чего описание событий в летописи начинается с 6524 (1016) года с фразы: «...А ВЫ ПЛОТНИЦИ СУЩЕ, А ПРИСТАВИМЪ ВЫ ХОРОМЪ РУБИТИ», сказанной новгородцам, выступившим на стороне Ярослава Мудрого в борьбе со Святополком Окаянным. Утрачена также одна тетрадь в середине летописи с изложением событий 1273–1298 годов. Заканчивается рукопись известием под 6860 (1352) годом о смерти новгородского владыки Василия.

Подробнее...

Часть летописи, до 1234 года, написана двумя почерками конца XIII века. Один из них ученые приписывают руке Тимофея – пономаря церкви святого Иакова из Людина конца Новгорода, упомянувшего себя в статье 1230 года, которая содержит, в том числе, известие о кончине игумена Юрьева монастыря Саввы: «…А ДАИ БОГЪ МОЛИТВА ЕГО СВЯТАЯ ВСѢМЪ КРЕСТЬЯНОМЪ И МНѢ ГРѢШНОМУ ТИМОФѢЮ ПОНАМАНАРЮ».
Другая часть доводит повествование до 1330-х годов и имеет приписки, заканчивающиеся серединой XIV века, сделанные разными почерками. Содержание приписок связаны с новгородским Юрьевым монастырем.

Считается, что параллельно с ведением летописей при дворе новгородского архиепископа, их иногда называют владычными, записи велись и в Неревском конце Новгорода, в церкви святого Иакова, пономарем которой и был упомянутый выше Тимофей. По мнению ряда исследователей, при создании Новгородской летописи как раз и были использованы владычная летопись и записи, ведшиеся при церкви святого Иакова.

В Летописи относительно подробно описаны битва на Калке (31 мая 1223) между объединенным русско-половецким и монгольским войсками, монгольское нашествие 1237–1238 годов и битва при Раковоре (18 февраля 1268) между объединенными силами русских удельных князей, новгородцев и псковичей и войском датчан и ливонских рыцарей.

Подробное описание событий, относящихся главным образом к истории Новгородской боярской республики, делают данный памятник бесценным источником для изучения политической истории, международных отношений, экономики и повседневной жизни средневекового города. Особый интерес текст Новгородской I представляет для филологов, поскольку позволил ученым реконструировать новгородский диалект древнерусского языка.

Синодальный список был издан в 1781 году под заглавием «Лѣтописецъ новгородский, начинающийся отъ 6525 (1017) году, и кончающийся 6860 (1352) годомъ. Москва. Печатанъ въ Московской типографии, 1781 года».

Рукопись открыта на листе 95 оборот – 96 с рассказом о появлении монголов около границ Руси. «ТОМ ЖЕ ЛѢТѢ, ПО ГРѢХОМЪ НАШИМЪ, ПРИДОША ЯЗЫЦИ НЕЗНАЕМИ, ИХ ЖЕ ДОБРѢ НИКТО ЖЕ НЕ ВѢСТЬ, КТО СУТЬ И ОТКОЛЕ ИЗИДОША, И ЧТО ЯЗЫКЪ ИХЪ, И КОТОРАГО ПЛЕМЕНЕ СУТЬ, И ЧТО ВѢРА ИХЪ; А ЗОВУТЬ Я ТАТАРЫ, А ИНИИ ГЛАГОЛЮТЬ ТАУРМЕНЫ, А ДРУЗИИ ПЕЧЕНѢЗИ; ИНИИ ЖЕ ГЛАГОЛЮТЬ, ЯКО СЕ СУТЬ».

Свернуть
1