Зал 14. Русская культура XIV – начала XVI в.
![](/upload/iblock/e77/e77c116f83b1a78ac8a0ce2f55a2ad0e.jpg)
![](/upload/iblock/c59/c59c71c0f66dd466a585cd8d6b2833f8.jpg)
![](/upload/iblock/441/441464e6b5999a71e55d9202d11a12d8.jpg)
![](/upload/iblock/d5d/d5d1facdd66eed01ab6423ed7aaf92ed.jpg)
![](/upload/iblock/32d/32d90d15ba9ca996bf68603d633748ea.jpg)
![](/upload/iblock/586/5865e5b81a3db336b149233414a46dfe.jpg)
![](/upload/iblock/a1f/a1f631025130ca5cea428ecbdc87dcd1.jpg)
Развитие самобытной древнерусской культуры было прервано монгольским нашествием. В сожженных и разграбленных городах погибли замечательные образцы древнего зодчества, фрески, мозаики, многочисленные памятники письменности и прикладного искусства. Первые победы русского народа за свою независимость, создание единого Российского государства со столицей в Москве, повлекли за собой подъем национального самоуважения, усилили интерес к традициям и старине, и, в результате, привели к небывалому подъему русской культуры в XIV – начале XVI века.
С ростом политического самосознания возрастает значение летописания, которое переживало времена и расцвета, и упадка, но никогда не прекращалось. В конце XIII – начале XIV века дальнейшее развитие получило летописание Новгорода и Пскова, Ростова и Суздаля, развилось летописание Твери и Москвы. Около 1408 года в Москве по инициативе митрополита Киприана создается уже не местный, а общерусский летописный свод, а в конце XV века – Московский летописный свод – одно из самых значительных произведений русского летописания.
Национальный подъем русского общества нашел свое яркое воплощение в памятниках Куликовского цикла и воинских повестях XV – начала XVI века. Непосредственным откликом на Куликовскую битву стала «Задонщина» – выдающееся литературное произведение начала XV века, названное так по месту битвы «за Доном». Автором «Задонщины» принято считать Софония Рязанца, именно его имя названо в двух из шести дошедших до нас списков. Почти через сто лет после событий, описанных в «Задонщине», создается «Сказание о Мамаевом побоище», наполненное легендарными подробностями сражения.
В первые десятилетия после монгольского нашествия возрождается древнерусская живопись. Во второй половине XIII и в начале XIV века окончательно оформляются старые школы живописи и образуются новые. Произведения древнерусской живописи, созданные в Новгороде, Пскове, Москве, на Русском Севере, говорят о художественном многообразии русского искусства этой эпохи. С конца XIV – начала XV века усиливается художественная роль Москвы, которая постепенно подчиняет общему образцу местные школы. Образы, созданные московскими иконописцами, обращены к человеку, раскрывая красоту и силу его души. Вершина московской школы живописи – искусство Андрея Рублева, проникнутое глубокой верой в нравственный подвиг человека.
Много общего с живописью имели произведения «лицевого» шитья, высоко ценившиеся на Руси. Это были пелены и воздухи для украшения храмов, плащаницы и хоругви для праздничных церемоний, шитые иконы и даже иконостасы, использовавшиеся во время военных походов.
Значительное место в искусстве Руси этого времени занимала мелкая пластика – миниатюрная резьба по камню и дереву, металлическое литье. В основном, это предметы христианского культа: кресты, иконки, складни, панагии и др. Основными центрами их изготовления были художественные мастерские, сосредоточенные при крупных монастырях и княжеских дворах Новгорода, Москвы, Твери, Суздаля.
Тематическая структура зала
![](/upload/resize_cache/iblock/f84/292_217_2d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/f84426b46d37bbc87047a068cc107e17.png)
Эпоха создания единого Российского государства XIV – начала XVI веков имела огромное значение в истории страны. Это было время объединения русских земель, подъема экономики и успешной борьбы русского народа за свою независимость, давшей толчок духовному возрождению, что нашло свое отражение в литературе, зодчестве, живописи, декоративно-прикладном искусстве. Время, когда Москва становится не только политическим, но и культурным центром, где складывается выразившее общенациональные идеи единения, согласия и гуманности искусство Андрея Рублева, ставшее символом этой эпохи.
Несмотря на опустошительное разорение Северо-Восточной Руси полчищами Батыя, уже в конце XIII века владимирский церковный собор издает указ о сохранении книг. Ведь именно в памятниках письменности нашли свое яркое воплощение общерусские идеи объединения и освобождения от ордынского ига, чувство принадлежности к древнерусским традициям. Эти идеи и чувства пронизывают летописи, воинские повести, жития святых и другие литературные сочинения.
Так же, как и литература, возрождается искусство живописи, окончательно кристаллизуются старые школы и образуются новые. Произведения иконописи, фрески, созданные в Новгороде, Пскове, Москве, на Русском Севере, говорят о художественном многообразии русского искусства этой эпохи.
Во второй половине XV – первой половине XVI веков завершается процесс объединения русских земель в единое государство. По мере того как Москва становится во главе мощной державы, возрастает и ее роль в культурной жизни Руси. Вобрав в себя художественные традиции отдельных княжеств в архитектуре и живописи, она постепенно нивелирует местные школы и подчиняет их общему образцу. Искусство приобретает общенациональные черты.
Этот же процесс прослеживается и в литературе. Выдающийся культуролог Дмитрий Лихачев писал: «Москва нуждалась в идеологическом обосновании своих действий. Благодаря соединению в ней областных летописей московское митрополичье летописание приобрело общерусский характер и невиданный ранее размах». Около 1408 года в Москве создается уже не местный, а общерусский летописный свод, а в конце XV века – Московский летописный свод – одно из самых значительных произведений русского летописания.
Новой, высшей ступени своего развития достигает и русское прикладное искусство. До нашего времени дошли выдающиеся образцы резьбы по дереву и камню, деревянной скульптуры, произведений лицевого шитья.
![](/upload/resize_cache/iblock/344/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/3445f352142374edfeca618c1af9fd5d.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/091/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/0917271b0e957a80e8db2ca3eb47536b.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/9f8/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/twm4hu6amtwnlgqo9gcypexg6nm9ou4l.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/d69/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/d699833cc5c66850b5b8781ed5f499a7.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/095/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/ojyowvlkf121z6lbss1zkiz99t06c7u5.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/d54/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/f4mf48w68jsn4qzce3p34gqfp6bnp1ye.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/c9c/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/c9c9cc9fff6a2daf098ccbff9331b675.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/13e/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/13e5b3a954ffc4fdd870aaaeed6a82cf.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/780/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/780ad89846c0f5ad366d3646e379eac7.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/7b5/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/7b5730fe4487a47648b2a9569a51ed6f.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/e27/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/e27b2c8b46122c1b271ef7438dccf432.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/7f8/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/7f85bf7bd0aca3e0d04609953afe3ba0.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/030/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/y80ra6iinoijxmy1hmrdjqlkx124n802.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/773/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/7736083e95c46710753a4d39185abb08.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/249/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/249061c21618d869c49a83f4c91a69c1.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/b35/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/qizj6gko202z9hzxjegf0wp4a2nph5gs.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/181/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/181c1193e67e3056356d7d5dcec925ca.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/1ce/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/1ce9201fe0487a43abc5dc9225f2bcfc.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/153/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/15378a0fb65a8201d77ffd95b70903e5.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/aa0/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/aa0746763448468c5d03140786dc1b8b.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/5d3/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/5d3a70ec6acf2b389167a4883819b8c6.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/cdb/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/cdb4d57ae4bce0b5249a5356ffee9a64.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/c87/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/3yogtsnh2l2jd69p9jgrs5xuhgtd8sdk.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/7ae/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/7ae66070fead65e8a1c70a9fb2494999.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/66c/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/66c8e1e6d58e653f7614b6f327230e88.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/c10/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/c101d4b2ebf5bac9d23afe38f5492f30.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/43f/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/43fe40b63b0cb9223bcde18db7f822b9.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/2e2/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/2e2afd68fdf7c47f6d51860a1ab6e49b.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/e05/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/e05bd4b76a3fecee777f80f5875f69c0.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/b4e/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/c3bl2phfl0gdm0jj7xiz0rq59vbnergu.png)
При оформлении интерьера зала частично был использован так и не выполненный проект архитектора А.П.Попова 1885 года. По чертежам, сохранившимся в музее, обрамления окон и порталов были расписаны орнаментами из рукописных книг XIV века, на стенах зала воссозданы слепки белокаменной резьбы Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде – одного из дошедших до нас шедевров архитектуры начала XV века.
Монастырь был основан в 1398–1399 годах и находился под особым покровительством царствующего дома. Около 1405 года в нем возводится белокаменный Рождественский собор, чья архитектура повлияла на зодчих, строивших в 1423–1424 годах Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре.