Музейный комплекс

Флюгер Никольской башни Китай-города

Москва
1680-е гг.
Железо; ковка, клепка
61,5 х 82,0 х 62,0 см (фигура птицы); 28,0 х 110,0 х 95,0 см (съемная площадка с 4 изогнутыми ветками); 62,0 х 81,0 х 95,0 см (съемная площадка с двумя отрогами в виде головок птенцов и отверстиями для остальных насадок); 61,0 х 53; 81,0 х 53,0; 82,0 х 52,0 см (насадки с парными головками).
Поступление: после сноса Никольской башни Китай-города, 1935 г.
Открытое хранение

Старую Москву невозможно представить без полукольца крепостной стены Китай-города. Ее возвели в 1535–1538 годах в правление великой княгини Елены Глинской, вдовы Василия III и матери малолетнего Ивана IV, для защиты населения посада от вражеских нашествий. В 1680-е годы, когда проводили масштабные работы по ремонту и обновлению московских укреплений, часть башен Китай-города достроили высокими шатрами и покрыли зеленой («муравленной») черепицей. Две башни – Никольскую и Варварскую – украсили флюгеры в виде птиц.
Флюгер Никольской башни – уникальный памятник кузнечного мастерства и московского градостроительства конца XVII века. Склепанная из котельного железа птица с длинной шеей как бы парит над цветами и плодами. Ниже на изогнутых штырях укреплены стилизованные птичьи головки с открытыми клювами, обращенными к птице. Изначально фигура птицы и птичьи головки, видимо, были позолоченными, а плоды и листья раскрашены.

Подробнее...

Позолоченные и раскрашенные флюгеры служили украшением города. Высокий уровень мастерства и художественного дарования, с которым выполнены эти предметы, позволяют предположить, что они сделаны кузнецами дворцовых мастерских.
Трудно сказать какую птицу воспроизвел кузнец на флюгере Никольской башни. Возможно, мастер был вдохновлен изображениями райского сада с плодами, цветами и птицами или разнообразными вариантами изображений птиц, которые он мог видеть на ценинных и полихромных изразцах и белокаменных резных рельефах московских церквей.
Возможно, мастера вдохновил символ пеликана над гнездом с птенцами. Мотив пеликана, разрывающего грудь, чтобы своей кровью вскормить детенышей, утвердился в церковном искусстве как символ жертвы Христа на кресте. Одновременно этот образ служил символом милосердия. Эмблемой особенной любви и привязанности к детям считался также аист.
В 1934 году, когда большая часть северной и восточной стены Китай-города была снесена, оба флюгера были спасены сотрудником Исторического музея, руководителем группы металла Николаем Рудольфовичем Левинсоном (1888–1966). Второй кованый флюгер, завершавший невысокий шатер Варварской башни, в настоящее время хранится в Музее-заповеднике "Коломенское".

Свернуть
1