Музейный комплекс

Зал 15. Город и деревня в XVI–XVII вв.

В XVI–XVII веках Россия развивалась как феодальное государство. Новые явления в жизни страны вызвали необходимость совершенствования феодального права. Законодательные акты и своды законов XVI–XVII веков утвердили монопольное право феодалов на землю и крестьян, юридически закрепили положение «тяглого» (податного) населения городов, регламентировали все сферы жизни в государстве. Закрепощение крестьян и установление крепостнических основ государства отразили Судебник 1550 года, указы 1580–1590-х годов и «Соборное Уложение» 1649 года – свод, сохранявший значение основного закона вплоть до первой половины XIX века.
Развитие экономики и стремительное расширение границ Российского государства привели к росту числа городов – административных, судебных, военных и торгово-ремесленных центров. В пограничных районах юга и в Сибири появились новые города-крепости. На XVII столетие приходится расцвет богатых поволжских торговых городов, прежде всего Астрахани и Казани, а также Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода. Центром складывающегося всероссийского рынка стала Москва.
В городах жили представители знати, черное и белое духовенство, служилые люди. Но самую многочисленную группу составляло податное население – ремесленники и торговцы, которые несли основную тяжесть государственных налогов и повинностей (тягло).
В XVI–XVII веках значительная часть крестьян оставались неимущими. Вовлеченные в товарно-денежные отношения оброчные крестьяне вели мелкую торговлю в рядах и на ярмарках, что способствовало социальному расслоению в деревне. Усиление крепостничества стимулировало укрепление роли крестьянской общины, выступавшей гарантом интересов крестьян и защищавшей их от разорения. Через систему поручительства община обеспечивала способность деревни платить налоги.
Рост налогового гнета и окончательное оформление крепостного права привели к многочисленным народным выступлениям. В XVII столетии Россия пережила масштабные потрясения "Смутного времени", массовые городские выступления, старообрядческие протесты, и, наконец, восстание под руководством Степана Разина, охватившее в 1670–1671 годах значительную часть Европейской России.

Показать на плане
1
Интерьер

Со времени открытия музея единственным украшением залов 15 и 16 долгое время оставался мозаичный пол из темно-красных, белых и серых шестигранников, выполненный в середине 1880-х годов по образцам полов византийских храмов. Рисунок был составлен архитектором А.П. Поповым в 1883 году и одобрен Ученой комиссией во главе с графом А.С. Уваровым. В 1937 году по проекту архитектора А.К. Бурова были выполнены гипсовый потолок и обрамление порталов.
Потолок зала имитирует деревянные перекрытия, характерные для памятников итальянского зодчества конца XV века. Порталы зала копируют декоративные элементы порталов Архангельского собора Московского Кремля, в отделке которого сочетались приемы древнерусского зодчества и архитектуры раннего итальянского Возрождения. По задумке архитекторов оформление зала должно напоминать о связях Руси эпохи Ивана III с итальянской художественной культурой. Женитьба Великого князя Московского Ивана III на Софье Палеолог – племяннице последнего императора Византии, жившей до замужества в Италии, привлекла на русскую службу итальянских архитекторов, инженеров, музыкантов, мастеров прикладного искусства.

Подробнее...
Свернуть