Портрет Г.И.Микулина
Портрет Григория Ивановича Микулина – наиболее раннее дошедшее до нас изображение русского человека, исполненное с натуры. Портрет выполнен неизвестным художником в Лондоне, во время пребывания там русского посольства.
В 1600–1601 годах провинциальный дворянин незнатного рода Г.И. Микулин (?–1608) возглавил посольство в Англию, отправленное с целью оповестить королеву Елизавету о восшествии на престол царя Бориса Годунова, разведать международную обстановку и попытаться склонить Англию к союзу против Турции. Возможно, выбор царя Бориса Годунова в назначении посла связан с его близким знакомством с Г. Микулиным: в 1671–1672 годах они оба служили рындами (оруженосцами-телохранителями) при царевиче Иване Ивановиче, сыне Ивана Грозного.
Бурная и вместе с тем типичная для своего времени биография Григория Ивановича Микулина служит ярким отражением исторических событий, происходивших в России на рубеже XVI–XVII веков. Незнатный дворянин и служилый человек «по отечеству» Г.И. Микулин участвовал в 1571–1572 годах в опричном походе на Новгород, в 1591 году служил под Нарвой с сотней черкесов, затем продолжил службу на Урале. Удачное выполнение дипломатической миссии в Лондон и личные качества сделали его имя известным в дипломатических кругах. После смерти Бориса Годунова Г.И. Микулин перешел на сторону Лжедмитрия I. В 1605 году он служил стрелецким головой и осуществлял в Ярославле карательные действия против оппозиционно настроенных стрельцов, за что был пожалован в чин думного дворянина. После убийства самозванца пытался бежать в Польшу, но был схвачен. В 1610 году вместе с другими сторонниками Лжедмитрия присягнул на верность царю Василию Шуйскому.
Портрет был приобретен в Лондоне в 1842 году генеральным консулом в Генуе И.Я. Смирновым и доставлен государственному канцлеру графу К.В. Нессельроде, который в 1843 году принес его в дар Архиву МИД. До 1917 года он входил в состав собрания портретов Московского Главного Архива Министерства Иностранных Дел.
К сожалению, в результате реставраций XIX века портрет утратил более половины своей площади. Так, была утрачена большая часть изображения бархатного платья Микулина – красно-коричневого цвета, расшитого на груди золотыми нитями и жемчугом. Интересно отметить, что костюм Микулина – домашний, непарадный вариант одежды. В нем отсутствует обязательный для древнерусского парадного платья воротник, а шапка – без драгоценных украшений. Таким образом, портрет явно не носит репрезентативный, заказной характер, и, можно предположить, был исполнен художником, привлеченным экзотичностью облика русского посла, по собственной инициативе или по частному заказу.