Царские врата из церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Монастырщина
![](/upload/iblock/e27/e27b2c8b46122c1b271ef7438dccf432.png)
![](/upload/iblock/17b/17b4d4a076a6f50e8ce34865a7f5f817.png)
![](/upload/iblock/77f/77fd9c876245ef40e0988ce6100cabca.png)
![](/upload/iblock/db3/db3b20428b24c7452b631b4436376f08.png)
![](/upload/iblock/533/5331e3b995319abe43954bf7952ceb25.png)
![](/upload/iblock/7a2/7a22702f286b0b893714bff4d3e42fcd.png)
![](/upload/iblock/839/8392af8f61c2d566477d8a6808b89fb1.png)
![](/upload/iblock/159/1593e57afa7f98f179418362d2023021.png)
Царские врата состоят из двух деревянных створ, завершающихся щитом редкой стрельчатой формы. Каждая створа имеет по три живописных клейма в резных рамках – киотах. Два клейма в верхней части створ – парные, с изображением Благовещения. Остальные четыре клейма врат имеют живописные изображения Евангелистов. Резной декор врат позолочен, а в отдельных местах посеребрен и имеет эффект басмы, то есть тиснения по тонкому, листовому серебру, на котором теснили разные узоры (травы). В древнерусском искусстве басма употреблялась для украшения икон, киотов и иконостасов. Особенно широко басменные оклады были распространены в XV–XVI веках.
Царские врата иконостаса происходят из церкви села Монастырщино, находящегося при слиянии рек Дона и Непрядвы. Здесь, на месте где русские восемь дней хоронили погибших на Куликовом поле воинов, тогда же была поставлена небольшая часовня, которая в конце XV – начале XVI века была заменена на церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь была деревянная и сложена, по преданию, из дубов Зеленой дубравы, где во время сражения находился Засадный полк во главе с князем Владимиром Андреевичем Серпуховским. А резные врата для иконостаса, также по легенде, были присланы самим преподобным Сергием Радонежским.
К середине XIX века деревянный храм пришел в негодность; в 1865 году на его месте была заложена каменная церковь. Строительство растянулось на годы, поскольку велось на средства прихожан. Накануне празднования 500-летнего юбилея Куликовской битвы (1880) газета «Русь» И.С. Аксакова обратилась с призывом о сборе средств на храм, отмечая «историческое значение храма как священного памятника Куликовской победы». В числе жертвователей, кроме самих прихожан, были император Александр III, Троице-Сергиева Лавра, Тульская губернская земская управа, помещики Куликова поля.
Еще 1880-е годы древние врата хранились в церкви села. Архиепископ Никон (Рождественский) в 1882 году писал: «В церкви этого села и доселе хранятся как драгоценная реликвия простые деревянные царские врата, очень небольшого размера, по преданию, пожертвованные сюда Богоносным Сергием».
После завершения строительства местный помещик граф Александр Васильевич Олсуфьев (у него в Тульской губернии было имение) перевез их вместе с остатками иконостаса в столицу. Врата в 1884 году были представлены в Гатчине императору Александру III (Александр Васильевич был близок к императорской семье, будучи адъютантом и другом императора. В 1904 году он возглавил строительный комитет по сооружению храма Сергия Радонежского на Красном холме Куликова поля, для которого пожертвовал 36 десятин земли).
Член императорского общества любителей древней письменности архитектор-искусствовед Николай Владимирович Султанов разработал для придела во имя Сергия Радонежского новой церкви проект иконостаса с древними царскими вратами. В процессе их реставрации подлинные живописные клейма были сняты и переданы в музей Общества ревнителей древней письменности в Петербурге, а вместо них вставлены пластины с новой живописью конца XIX века. Возобновленный иконостас доставили с обозом в село Монастырщино и в сентябре 1887 года накануне праздника Рождества Пресвятой Богородицы и 507-й годовщины Куликовской битвы придел Сергия Радонежского был освящен при большом стечении народа.
В советский период легендарный реставратор, создатель и директор музея «Коломенское» Петр Дмитриевич Барановский перевез царские врата в свой музей. В 1947 году они были переданы в Государственный Исторический музей на выставку, посвященную 700-летию Москвы. С тех пор врата украшают его экспозицию.