Музейный комплекс

Евангелие Апракос (Андрониково)

Москва
Первая четверть XV в.
Пергамен, чернила, киноварь, темпера, золото. Почерк – литургический полуустав. Переплет реставрирован: старые дубовые доски (XVII в.), обтянуты новой кожей «в затылок»
1º (28,5 х 21,5 см)
Поступление: из собрания бывшей Московской Епархиальной библиотеки в 1921 г. Реставрировано в 2000–2009 годах в ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря
Витрина 4

Один из шедевров книжного искусства – Андрониково Евангелие относится к типу служебных Евангелий (апракос) с Евангельскими чтениями, начинающимися с Пасхи; дополнены Месяцесловом с чтениями с 1-го сентября (начало церковного года). Написано Евангелие на прекрасно выделанном светлом и тонком пергамене каллиграфическим полууставным почерком, характерным для второго десятилетия XV века. Помета о том, что Евангелие происходит из московского Спасо-Андроникова монастыря, сохранилась в инвентарной описи XIX века, вероятно, сделанной при передаче Евангелия в Московскую Епархиальную библиотеку в начале 1860-х годов.

Подробнее...

Скорее всего, создание кодекса связано с окончанием строительства каменного Спасского собора, куда рукопись предназначалась как напрестольное Евангелие. Известно, что в число иноков Андроникова монастыря входили иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный, расписывавшие Спасский собор в конце 1420-х годов.
Главное украшение Андроникова Евангелия – его выходная миниатюра. Образ юного Христа-Эммануила в золотистом одеянии в центре восьмиугольной небесно-голубой «славы» – символа вечной жизни и Воскресения – с заповедью любви на раскрытой книге: «Си заповедаю вам, да любите друг друга». Поразительная по силе эмоционального воздействия, миниатюра дает основание предположить возможное участие в ее создании кого-то из ближайших последователей этих мастеров.
Византийский цветочный орнамент заставки и виртуозно исполненные живописные инициалы в виде драконов, птиц, дельфинов отличаются тончайшими колористическими нюансами.
Иконографические особенности орнаментального убранства Андроникова Евангелия позволяют включить его в круг роскошных литургических рукописей, созданных, возможно, при участии Андрея Рублева и Феофана Грека в московском митрополичьем скриптории в конце 1390-х – начале
1400-х годов.
Спасо-Андроников монастырь – один из древнейших в Москве, основанный во второй половине XIV века. По церковному преданию, основание обители связано с именем московского митрополита Алексия. Возвращавшийся из Константинополя корабль митрополита был застигнут в Черном море бурей. Алексий молился перед иконой Спаса Нерукотворного и дал обет в случае спасения построить в честь этого образа храм. И «ОТ ТОГО ЧАСА ВЕТРИ И МОРЕ ОТ ВОЛНЕНИА СВОЕГО ПРЕСТАША, И БЫСТЬ ТИШИНА ВЕЛИА...».
По возвращении Алексий основал мужской монастырь с деревянным собором в честь образа Спаса Нерукотворного. Место для строительства выбрали примерно там, где в 1238 году Москва встретила войско Батыя во время его январского похода. Позднее на этом месте, по легенде, митрополит Киприан встречал в 1380 году воинов, возвращавшихся с Куликовской битвы.
Первым настоятелем обители стал один из любимых учеников Сергия Радонежского преподобный Андроник. После причисления его к лику святых, монастырь получил название Спасо-Андроникова.
Между 1410 и 1427 годами на месте деревянной церкви, срубленной Андроником, был возведен каменный Спасский собор – одна из самых ранних каменных построек Москвы за пределами Кремля.

Свернуть
1