Музейный комплекс

Портрет Шамиля

Художник Э.А.Дмитриев-Мамонов
Россия, Калуга
1860 г.
Авторские подписи: Э.Мамоновъ Калуга 1860 (слева внизу)
Холст, масло
107 х 85 см
Поступление: из коллекции Н.И. Подключникова, 1888 г.
Открытое хранение

Шамиль (1797–1871) имам – глава теократического государства – Северо-Кавказского имамата, возникшего в ходе национально-освободительной борьбы горцев 1820–1860-х годов. Мудрый политики умелый полководец, Шамиль в течение 25 лет возглавлял борьбу народов Дагестана и Чечни против России. Пик его военных успехов пришелся на 1840-е годы, но в 1850-х – мощь имамата начала сходить на нет, кольцо блокады вокруг подвластных Шамилю территорий сужалось. В 1859 году, окруженный императорскими войсками под командованием генерала А.И.Барятинского в крепости Гуниб, имам вынужден был капитулировать.
По словам очевидцев, плененный Шамиль обратился к А.И.Барятинскому с такими словами: «Я тридцать лет дрался за религию, но теперь народы мои изменили мне, а наибы разбежались, да и сам я утомился… Поздравляю вас с владычеством над Дагестаном и от души желаю государю успеха в управлении горцами для блага их».
К пленному Шамилю отнеслись с почестями, достойными главы побежденного государства. Местом его почетной ссылки была определена Калуга. В 1866 году Шамиль присягнул на подданство России, в 1869 году он написал письмо российскому императору с просьбой отпустить его на паломничество в Мекку и Медину. Получив положительный ответ в марте 1870 года, он покинул Россию. Свой земной путь Шамиль закончил в Медине, в возрасте 74 лет.

Подробнее...

Эммануил Александрович Дмитриев-Мамонов (1824–1883), автор единственного созданного в России парадного живописного портрета третьего имама Дагестана и Чечни Шамиля. Сын рисовальщика и живописца, директора военно-топографического депо генерал-майора А. И.Дмитриева-Мамонова, первоначальное художественное образование получил у отца, в 1850-е годы учился в Московском Училище живописи и ваяния.
Был ли портрет Шамиля написан художником с натуры? 10 октября 1859 года имама привезли на жительство в Калугу. Выпущенные к этому времени литографические портреты знаменитого пленника представляли его таким, каким он приехал в Петербург в сентябре 1859 года. Здесь издатель, рисовальщик и живописец Вильгельм Тимм (1820 – 1895) сопровождал Шамиля на прогулках, делая быстрые зарисовки – в театре, в Публичной библиотеке, в карете, проезжающей по Невскому проспекту, в гостях у профессора Казем Бека, в 1-м кадетском корпусе, где воспитывался старший сын Шамиля Джамалуддин.
Накануне отъезда пленника в Калугу В.Тимм был допущен к Шамилю «для исполнения последнего портрета». Работа Тимма представляет собой законченный портрет имама, опубликованный впоследствии в «Русском художественном листке» и других изданиях, посвященных Кавказу. По композиции, деталям одежды, именно он послужил прообразом парадного живописного портрета, исполненного Дмитриевым-Мамоновым.

Свернуть
1