Чаша поясная
Спустя год после признания Чингисхана верховным правителем Монголии (1206) на народы Южной Сибири обрушилось огромное войско во главе с его старшим сыном – ханом Джучи. А через 17 лет в 1224 году, когда Чингисхан делил между сыновьями завоеванные земли, обширная территория, включавшая и юг Сибири, вошла в состав улуса Джучи. После его смерти в 1227 году Южная Сибирь отошла сначала к улусу великого хана, а затем оказалась в составе созданной внуком Чингисхана Хубилаем империи Юань (1271–1368). В истории народов этого обширного региона наступил монгольский период.
На всей территории появляются однотипные категории вещей, характерные для степного пояса Евразии, что, безусловно, было связано с монгольским завоеванием, приведшим к нивелировке культур в границах новых империи. Известный востоковед и археолог Борис Ильич Маршак подчеркивал: «Все, что связано с боевой одеждой и снаряжением, а также с пирами-приемами было в значительной степени унифицировано». (1) Примером этого процесса могут служить поясные чаши – один из характерных признаков монгольской всаднической культуры. Подобные сосуды, наравне с серебряными и золотыми поясами, украшениями конской сбруи, являлись свидетельством высокого статуса их хозяина.
В 1895 году в музей поступила поясная чаша из клада, случайно обнаруженного в Тобольской губернии. Благодаря исследованию тобольских ученых, (2) мы можем восстановить историю этой находки. «29 июня 1893 г. крестьянка деревни Тереховой Акулина Полынская, отгоняя коров для пастьбы при спуске на луг, в яру на склоне горы заметила торчащий из земли металлический черенок. Потянув за него, она вытащила из земли две серебряные чаши без ручек, сложенные одна в другую)». (3) Сверху их закрывали еще два серебряных котла с ручками, сложенные один в другой и лежащие вверх дном. В верхней чаше, без ручки, лежали завернутые в бересту двадцать золотоордынских монет и два серебряных слитка. О своей находке крестьянка заявила в Логиновское волостное правление. Через тарского окружного исправника и тобольского губернатора изделия попали в Тобольский музей.
Находка замечательного клада не осталась незамеченной. В «Правительственном вестнике» от 11 ноября 1893 года появилась заметка о находке вблизи деревни Тереховой Логиновской волости Тарского округа крестьянкой 4-х сосудов, 2-х слитков и 20 золотоордынских монет. Археологическая комиссия (ИАК) отреагировала на заметку письмом за подписью ее председателя, гофмейстера двора его величества, члена государственного совета, графа А. Бобринского к Тобольскому губернатору, в котором просила выслать вещи, хранившиеся в музее. Уже 25 ноября 1893 года правление Тобольского музея выслало половину всех вещей, найденных Акулиной Полынской, отметив, что оставшиеся совершенно тождественны высланным. Однако ИАК, сославшись на § 6 и § 11 Высочайше утвержденного Положения об ИАК, в новом письме потребовала, чтобы в ее адрес были высланы все без исключения вещи. Только 25 мая 1894 г., после вторичного напоминания, правление Тобольского музея выслало оставшиеся вещи. Археологическая комиссия передала серебряные чаши в Императорский Эрмитаж и Российский исторический музей, а два серебряных слитка и 20 золотоордынских монет были отосланы обратно в Тобольский музей. Крестьянке, нашедшей предметы, ИАК перечислила 100 рублей.
Однако находкой заинтересовались не только в столице. Императорское Московское археологическое общество в своем письме за подписью графини П.С. Уваровой от 20 ноября 1893 года просило правление Тобольского музея даровать обществу фотографии с предметов и сообщить более подробные сведения о кладе».
Чаша из Тереховского клада, переданная в Исторический музей, – небольшая, диаметром 11 см с округлыми стенками; снаружи по внешнему краю венчика вычеканена благожелательная арабская надпись. Дно чаши изнутри украшено рельефной фигурой идущего хищника (собаки?) на фоне стилизованного растительного орнамента в виде завитков. Сбоку к сосуду припаяна ручка в виде протомы (4) - дракона с кольцом в пасти, при помощи которого чаша крепилась к поясу владельца.
В форме ручки проявилось влияние искусства Китая. Драконы в китайской традиции – символ императорской власти, мудрости и силы. Один из самых признанных специалистов по золотоордынской торевтике, М.Г. Крамаровский, отмечая влияние на мастеров Улуса Джучи культур как Дальнего Востока (форма сосуда, ручка в виде дракона), так и Переднего Востока и Средней Азии (благожелательная надпись, декор дна), датирует чаши Тереховского клада XIII–рубежом XIV веков, что подтверждается датировкой монет из клада. (5)
1.Маршак Б.И. Предисловие // Сокровища Приобья. – СПб., 1996. С. 6–44
2.Адамов А., Балюнов И.В., Данилов П.Г. Город Тобольск. Археологический очерк. Тобольск.,2008 г. С.16, Рис. 27, 6
3.Смирнов Я.И. Восточное серебро. Атлас древней серебряной и золотой посуды восточного происхождения, найденной преимущественно в пределах Российской империи. СПб., 1909. №№239-240
4.Прото́ма – изображение передней части тела животного или мифологического существа. Распространенная форма фигурного завершения ритона, скульптурного оформления капители колонны, предмета мебели, ювелирного изделия.
5.Крамаровский М.Г. Золото Чингисидов. Культурное наследие Золотой Орды. Санкт-Петербург., 2001. С.62–66