Музейный комплекс

Подносное блюдо Рябушинских

Изготовитель: Фирма Хлебникова
Россия, Москва
1912 г.
Надписи: "ДОРОГИМЪ ХОЗЯЕВАМЪ БРАТЬЯМЪ РЯБУШИНСКИМЪ ОТЪ РАБОЧИХЪ И РАБОТНИЦЪ ТКАЦКОЙ ФАБРИКИ 29 СЕНТЯБРЯ 1912 г." (С двух сторон около центрального изображения)
Серебро, альмандин, кварц дымчатый, кварц розовый, яшма, хальцедон; дерево, золочение, чеканка, резьба
Диаметр – 41,5 см. Общий вес: 1607,70 г. Серебро 875° 300,00 г
Из собраний, доставленных отделом по делам музеев и частных лиц, находившихся на хранении в музее и не взятых владельцами
Витрина 19

Московские промышленники и финансисты Рябушинские относятся к ведущим предпринимательским династиям дореволюционной России. Родоначальником этой династии является Михаил Яковлев, родившийся в 1786 году в семье монастырских крестьян в Ребушинской слободе Пафнутьево-Боровского монастыря Калужской губернии.
Фундаментом делового успеха Рябушинских стала вышневолоцкая бумагопрядильная фабрика в с. Заворово (Тверская губ.), купленная представителем второго поколения династии Павлом Михайловичем в 1869 году. Фабрика быстро расширилась, ее оборудовали новейшими станками. Исходное сырье, хлопок, проходило здесь все стадии обработки – от изготовления пряжи до готовых окрашенных тканей. Вокруг предприятия вырос настоящий рабочий поселок: за счет хозяев были построены жилые помещения для фабричных, больница, школа для детей рабочих и пр. В 1887 году разросшееся предприятие получило статус «Товарищества мануфактур П.М Рябушинского с сыновьями». На Всероссийской Промышленной выставке 1882 года в Москве изделия вышневолоцких ткачей за высокое качество работы были удостоены высшей награды – права маркировать товары изображением государственного герба (двуглавого орла).
В 1912 году, которым датировано подносное блюдо, во главе товарищества находились уже представители третьего поколения клана Рябушинских, пять сыновей Павла Михайловича – Павел, Сергей, Степан, Владимир и Михаил. Владимир и Михаил ведали еще и банкирским домом Рябушинских, основанным в 1902 году. Остальные трое братьев (Дмитрий, Николай и Федор) в предпринимательской деятельности участия почти не принимали, но являлись акционерами-пайщиками семейного Товарищества.
Фабрика Рябушинских существует и поныне, теперь она носит название Вышневолоцкий хлопчатобумажный комбинат и входит в десятку крупнейших текстильных производств России.

Литература: Петров Ю. А. Братья Рябушинские. Групповой портрет русской финансовой олигархии // Встречи с историей. Очерки. Статьи. Публикации. М., 1989; Петров Ю. А. Крах Алчевского и фирма Рябушинских // Отечественная история. 1995. № 4; Ананьич Б. В. Банкирские дома в России. 1860-1914. Л., 1991.

Подробнее...

Не все представители клана Рябушинских проявляли интерес к семейному бизнесу и принимали в нем участие, но все без исключения были людьми одаренными, и это проявилось в разных областях.
Павел Павлович Рябушинский (1871–1924) как старший из братьев, и как человек, обладавший «математическим», рациональным мышлением, после смерти отца стал главой семейного дела. «Вначале он занимался только банковскими и промышленными делами своей семьи, но затем, ‒ примерно с 1905 года, ‒ принялся за общественную деятельность и сразу занял в ней выдающееся место, ‒ писал П.А. Бурышкин о Павле Рябушинском. ‒ ...Он был сравнительно левых настроений и не боялся их высказывать. В сентябре 1907 года в Москве Павел Рябушинский на свои деньги начал выпуск газеты «Утро», а после ее закрытия ‒ газету под названием «Утро России». Специально для ее нужд было возведено здание, в котором разместилась редакция и типография (Большой Путинковский переулок). Здание было построено по проекту Ф. О. Шехтеля в 1907–1909 годах в строгом варианте модерна, в реконструированном варианте оно существует и поныне.
Сергей и Степан Рябушинские считаются зачинателями российского автопрома. Предтечей известного московского завода ЗИЛ является Товарищество Московского автомобильного завода (АМО), основу которого в 1916-м году заложили братья Рябушинские. Революция прервала историю завода, он заработал только после 1917 года, получив имя своего первого советского директора – И.А. Лихачева.
Сергей Павлович (1872–1936), как и все дети П.М. Рябушинского, тяготел к искусству. Современники считали его одаренным скульптором. И.Е. Репин в 1911 году ходатайствовал перед правлением Товарищества Передвижных выставок об избрании Сергея Рябушинского наряду с П.П. Трубецким в члены Товарищества.
Степан Павлович (1874–1942) в семейном бизнесе руководил его торговой частью, ведал складами и магазинами фирмы, разбросанными по всей России. Он жил в доме у Никитских Ворот, построенном по проекту Ф.О. Шехтеля. Этот особняк в стиле модерн хорошо известен всем москвичам, после революции в нем жил М. Горький, а ныне располагается его музей. В этом доме Степан Павлович хранил свою коллекцию древнерусских икон, большим знатоком и ценителем которых был. Его собрание считалось одним из лучших в России и ставилось в один ряд со знаменитой коллекцией И.С. Остроухова. После национализации коллекция Рябушинского была разделена и попала в музеи, в том числе в ГТГ, Исторический музей, часть ее была продана.
Владимир Павлович (1873–1955) добровольцем ушёл на фронт Первой мировой войны, организовал подвижный автоотряд, был тяжело ранен, награждён Георгиевским крестом 4-й степени. После эмиграции В.П. Рябушинский жил в Париже, основал и возглавил «Общество Икона», почётным председателем которого был одно время, написал ряд работ, посвящённых иконописи и традициям русского купечества.
Николай Павлович (1877–1951), художник, путешественник и эстет, семейным бизнесом не интересовался, склонности к торгово-промышленным делам не имел. В культурной жизни страны он оставил след, как основатель и редактор-издатель ежемесячного художественного журнала «Золотое Руно», выходившего в 1906–1909 годах, а также как организатор художественных выставок «Голубая роза» (1907). Знаменитая вилла Н.П Рябушинского «Черный лебедь» построенная в Петровском парке, порождала множество слухов. В своих воспоминаниях А.Н. Бенуа писал о Николае Рябушинском: «Считаясь баснословным богачом, он возглавлял всю московскую художественную молодежь, и в своей вилле “Черный лебедь” стал устраивать какие-то удивительные пиры, а то и настоящие “афинские ночи”. В этой же вилле он держал на свободе, пугая тем соседей, диких зверей». В 1915 году вилла сильно пострадала от пожара, в котором погибла значительная часть ее убранства и коллекции живописи, в том числе, картины художников «Голубой розы». После революции здание «Черного Лебедя» было занято районным ЧК.
Михаил Павлович Рябушинский (1880–1960) активно участвовал в делах промышленных компаний Рябушинских, совместно с братьями Павлом и Владимиром Рябушинскими руководил финансами семейного дела. Был членом правления Харьковского земельного банка, учредителем и совладельцем банкирского дома братьев Рябушинских, а затем – членом правления созданного на его основе Московского банка. В начале 1900-х годов Михаил Павлович увлёкся коллекционированием. В русской части его коллекции были работы таких мастеров, как Д. Г. Левицкий, В. А. Тропинин, В. А. Серов, А. Н. Бенуа, В. М. Васнецов, М. А. Врубель, А. Я. Головин, П. В. Кузнецов, Б. М. Кустодиев, С. В. Малютин, И. Е. Репин, М. С. Сарьян, К. А. Сомов, И. Э. Грабарь, В. Е. Маковский, В. Д. Поленов, В. В. Верещагин. Западноевропейская часть коллекции включала полотна художников П. Боннара, Э. Дега, К. Писарро, К. Моне, К. Коро и других. Коллекция размещалась в известном неоготическом особняке на Спиридоновке 17, построенном по проекту архитектора Шехтеля и ранее принадлежавшем Савве Тимофеевичу Морозову.

Свернуть
1