Музейный комплекс

Доска в память закладки яхты "Штандартъ"

A. Dragsted (мастер)
Дания, г. Копенгаген
1893 г.
Надписи: "ИМПЕРАТОРСКАЯ ЯХТА "ШТАНДАРТЪ" ЗАЛОЖЕНА 1 ОКТЯБРЯ 1893 Г. НА ВЕРФИ BURMEISTER A WEIN ВЪ Г. КОПЕНГАГЕНЪ, ВЪ ПРИСУТСТВIИ ИХЪ ИМПЕРАТОРСКИХЪ ВЕЛИЧЕСТВЪ ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА, ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ И ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЫСОЧЕСТВА НАСЛЕДНИКА ЦЕСАРЕВИЧА. НАБЛЮДАЮЩИЕ ЗА ПОСТРОЙКОЙ: ВОЕННО-МОРСКОЙ АГЕНТЪ КОНТРЪ-АДМИРАЛЪ ДУБАСОВЪ, КОРАБЕЛЬНЫЙ ИНЖЕНЕРЪ МЛАДШIЙ СУДОСТРОИТЕЛЬ ДОЛГОРУКОВЪ И СТАРШIЙ ИНЖЕНЕРЪ-МЕХАНИКЪ ПАСТУХОВЪ". (На лицевой и оборотной сторонах)
Серебро; гравировка
13,4х9,4 см. Общий вес: 150,90 г. Серебро 800° 150,90 г.
Из Отдела нумизматики. 09.06.1955
Витрина 13

Корабельная закладная доска – металлическая пластина, которая в начале строительства размещается в основании судна. Установка закладной доски – важный ритуал и центральный момент закладки корабля, который как правило происходил в торжественной обстановке и считался началом строительства.
Обычай закладывать памятный знак в основание сооружаемого корабля заимствован из давних времен, когда в фундамент зданий или памятников при их закладке замуровывали золотые или серебряные монеты с изображением царей. При закладке кораблей в киль корабля вместо закладной доски прятали монеты, отчеканенные в год начала его постройки.
С течением времени закладные доски все более полно отражали сведения о строящемся корабле. В эпоху парового и броненосного флота на них гравировали общий вид корабля, и эти доски превратились в подлинный технический паспорт корабля. Большая часть закладных досок, хранящихся в музеях, это повторные экземпляры. Перед закладкой корабля изготавливалось сразу несколько закладных досок, часто из разных материалов. Одна из них закладывалась в киль будущего корабля, и была фактически закладной, а остальные раздаривались высокопоставленным лицам, присутствовавшим при закладке.
Вначале закладные доски делали из меди, латуни или железа. Затем появились позолоченные и посеребренные доски и даже доски из чистого серебра. Благородные металлы, как правило, шли на изготовление закладных досок, вручавшимся членам императорской фамилии и другим почетным гостям. Так, на лицевой и оборотной сторонах на закладной доску яхты Штандарт, представленной на экспозиции, содержится подробная информация о времени, месте и участниках церемонии закладки яхты. "ИМПЕРАТОРСКАЯ ЯХТА "ШТАНДАРТЪ" ЗАЛОЖЕНА 1 ОКТЯБРЯ 1893 Г. НА ВЕРФИ BURMEISTER A WEIN ВЪ Г. КОПЕНГАГЕНЪ, ВЪ ПРИСУТСТВIИ ИХЪ ИМПЕРАТОРСКИХЪ ВЕЛИЧЕСТВЪ ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА, ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ И ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЫСОЧЕСТВА НАСЛЕДНИКА ЦЕСАРЕВИЧА. НАБЛЮДАЮЩИЕ ЗА ПОСТРОЙКОЙ: ВОЕННО-МОРСКОЙ АГЕНТЪ КОНТРЪ-АДМИРАЛЪ ДУБАСОВЪ, КОРАБЕЛЬНЫЙ ИНЖЕНЕРЪ МЛАДШIЙ СУДОСТРОИТЕЛЬ ДОЛГОРУКОВЪ И СТАРШIЙ ИНЖЕНЕРЪ-МЕХАНИКЪ ПАСТУХОВЪ".
Накануне закладки императорской яхты, в конце августа 1893 года, императорская чета и наследник прибыли на яхте «Полярная звезда» в Копенгаген. 27 сентября 1893 года петербургские газеты опубликовали телеграмму из Копенгагена, в которой говорилось о том, что «государь император сего числа повелеть соизволил строящийся здесь пароход числить императорской яхтою. Закладку корабля назначить в пятницу, 1 октября...». Тогда же был издан приказ, оповещающий о решении Александра III строящийся пароход наименовать императорской яхтой «Штандарт».

Подробнее...

Торжественный спуск яхты на воду произошел спустя 2 года после ее закладки. На нем присутствовал уже новый император Николай II. В телеграмме из Копенгагена в Петербург говорилось: «Сегодня, 26 февраля 1895 года, в 2 ч 15 минут императорская яхта „Штандарт“, невзирая на лед, замечательно плавно сошла на воду… на спуске присутствовали датский наследный принц, принцесса и члены королевской семьи».
Яхта «Штандарт» стала любимым судном Николая II. Спроектированная по типу парусного судна, она была хорошо оснащена, оборудована паровой машиной, обладала прекрасными ходовыми качествами. Ее экипаж состоял из 373 человек.
Один из офицеров экипажа, капитан Николай Васильевич Саблин, служивший на яхте с 1906 по 1916 год, оставил воспоминания, в которых содержится много интересных фактов о членах императорской семьи, их взаимоотношениях с экипажем, о распорядке дня на яхте, отделке и расположении кают и многом другом. По словам Саблина, отделка была «выдержана в строго английском вкусе, никакой позолоты, украшений или лепнины, но эта простота, этот хороший вкус выглядели богаче всякой роскоши и блеска». На главной палубе располагался блок императорских кают, состоявший из гостиной, спальни и ванной. На этой же палубе размещались жилые помещения великих князей и княжон, а также офицеров яхты; здесь же находились столовая, салон и офицерская кают-компания.
Во время пребывания царской семьи на яхте «Штандарт», она превращалась в плавучий дворец с канцеляриями, штабами и множеством прислуги. Там неизбежно присутствовал министр императорского двора, гофмаршал, лейб-медик, флигель-адьютанты, фрейлины, а также гофкурьер, скороходы, лакеи, «комнатные мужики» и «комнатные девушки», камердинеры, официанты, повара, кондитер, пекарь и т.д.
Использовалась царская яхта, как для отдыха, так и для дипломатических приемов и встреч. На «Штандарте» император Николай II принимал германского кайзера Вильгельма II, английского короля Эдуарда VII, а затем и Георга V, французских президентов А.Фальера и Р.Пуанкаре.
Продолжалась история царской яхты и после революции. В 1917 году на ее борту размещался центральный революционный орган моряков-балтийцев – Центробалт.
Весной 1918 года «Штандарт» участвовал в «Ледовом походе», операции по спасению кораблей Балтийского флота от захвата германскими и финскими войсками и переводу их из Гельсингфорса в Кронштадт, которая была осуществлена в тяжёлых ледовых условиях февраля – мая 1918 года.
В 1918 году яхта была переименована. Ее новое название «18 марта» (в память о первом дне Парижской коммуны). В 1933 – 1936 гг. бывшая царская яхта была переоборудована в минный заградитель и переименована в «Марти». В 1948 году опять переоборудована, на сей раз, в плавказарму и переименована в «Оку». Перед списанием использовалась как мишень во время испытаний нового ракетного оружия. История бывшей императорской яхты закончилась в середине 1960-х гг., когда она была разобрана на металл.
В.А. Дыгало Российский флот. Три века на службе Отечеству. М.,2007
Саблин Н. В. Десять лет на императорской яхте «Штандарт». СПб., 2008

Свернуть
1