Музейный комплекс

Икона «Иисус Христос» в киоте

Россия
Начало XX в.
Дерево (дуб), темпера; резьба, живопись
57 х 45 х 6,5 см
Поступила в ГИМ в 1934 году
Витрина 1

Изображение Спасителя с благословляющей десницей и Евангелием в левой руке относится к одному из вариантов иконографии Спаса Вседержителя (Пантократора).
Киот для иконы выполнен в стиле «модерн», а именно, в его национально-романтическом направлении. Киоты такой формы исполнялись в мастерских Талашкино и на художественном предприятии П.Оловянишникова в Москве в начале XX века.
Название «киот» происходит от греческого слова «kibotos», что означает деревянный ящик, который служит для хранения икон. Такая традиция размещения святынь в специальной витрине восходит к Ветхому Завету, прообразом может служить Ковчег Завета, который согласно Торе являлся символом союза Бога с народом Израиля и являлся свидетельством присутствия Бога в его среде. В христианстве восприятие иконы как святыни, как образа божественного мира и его реального присутствия на земле, породило необходимость создания для нее определенного охраняемого сакрального (священного) пространства.

Подробнее...

Согласно византийским канонам, чудотворный образ не должен был быть видимым для всех, где и когда пожелают. В русских храмах до начала богослужения молельные иконы находились в закрытых киотах или под покровами. Традиция открытия икон лишь на время молитвы в домашней жизни сохранялась вплоть до XX века. В Очерках по церковной этнографии читаем: «В богатую божницу вставлялись стеклянные дверцы со шторками…, которые открывались при молитве…». Киот не только защитная оболочка иконы, это еще и храм для нее в миниатюре. Он является целостным произведением и не может существовать отдельно от образа, оказывая определенное воздействие на человека. Это воздействие формируется благодаря различным художественным особенностям предмета, поэтому такое большое значение придается его декоративному убранству. В своей статье «Храмовое действо как синтез искусств» Павел Флоренский пишет об уборе иконы – «…все это, в свойственных иконе условиях, живет вовсе не как пикантная экзотичность, а как необходимый, безусловно неустранимый, единственный способ выразить духовное содержание иконы, т.е. как единство стиля и содержания, или иначе - как подлинная художественность». По месту использования все киоты можно подразделить на храмовые, домашние, уличные и дорожные, традиционно называемые кузова-киоты. По особенностям размещения – настенные или подвесные, напольные, аналойные, настольные и угловые. При этом киот может быть на одну или на несколько икон. Представленный киот относится к типу интерьерных настенных предметов, предназначенных для хранения одной иконы, мог находиться как в церковном интерьере, так и использоваться в домашнем обиходе.

Свернуть
1