Зал 35. Традиции и новации русской культуры конца XIX – начала ХХ в.
![](/upload/iblock/803/803049f6f697e0f81ea9ed26759bd9e5.jpg)
![](/upload/iblock/dad/dad6aa6866bd739612900f556ec09a4c.jpg)
![](/upload/iblock/a6e/a6ef5f3f404fcff443ebd0c153db6925.jpg)
![](/upload/iblock/25c/25c90a35d287a4fbbe1e394733b84167.jpg)
![](/upload/iblock/8d6/8d6585b337217c33e75ba5217a65244a.jpg)
На рубеже веков в российском обществе возрос интерес к культуре русского Средневековья. Художники все чаще обращались к изучению памятников Древней Руси и народному искусству, стараясь услышать, по словам М.А. Врубеля, «национальную нотку могучей музыки, музыки цельного человека, не расчлененного отвлечениями упорядоченного, дифференцированного и бледного Запада». Внимание к духовным корням вызвало подлинный ренессанс в церковном искусстве. За небольшой период открылось более пяти тысяч храмов, в убранстве которых сочетались византийские, древнерусские, раннехристианские традиции и стилистические новации.
Художники теперь работали не только в «высоком» искусстве, в живописи или архитектуре, но и создавали печи, камины, витражи, мебель, гобелены, афиши, театральные программы, меню. Они проектировали предметы быта для популяризации народных промыслов, стремясь противопоставить промышленной продукции рукотворную красоту кустарных изделий. Произведения, выполненные в стиле национального романтизма, с огромным успехом экспонировались как в России, так и за рубежом.
Тематическая структура зала
Широкое церковное строительство, развернутое по всей стране в период царствования Александра III, требовало привлечения архитекторов, художников, мастеров прикладного искусства, понимавших веяния эпохи. Шло возрождение принципов церковного искусства, которым следовали мастера допетровской России: синтез византийского наследия и самобытных региональных традиций.
В 1870 году подмосковную усадьбу Абрамцево, расположенную недалеко от Троице-Сергиевой Лавры и принадлежавшую писателю С.Т. Аксакову, приобрел промышленник и меценат С.И. Мамонтов. Живущие творчески, созидательно, Савва Иванович (1841–1918) и его жена Елизавета Григорьевна , урожденная Сапожникова (1847-1908), выходцы из старинных купеческих семей, сохранили духовность «дворянского гнезда», и превратили Абрамцево в новый духовный и художественный центр России. «Савва Великолепный», как называли современники С.И. Мамонтова, создал комфортное пространство, в котором плодотворно работали М. Врубель, К.Коровин, В. Серов, И. Репин, В.и А. Васнецовы, Е. Поленова, М. Нестеров.
Талашкино – имение княгини Марии Клавдиевны Тенишевой, урожденной Пятковской (1858-1928), под Смоленском. М.К. Тенишева купила Талашкино в 1893 году у княгини Е.К. Святополк-Четвертинской с целью создать просветительский центр. В Талашкино сформировалось духовное сообщество. Здесь творили Н. Рерих, М. Нестеров, Васнецовы, К. Коровин, М. Врубель, И. Репин, И.Стравинский.
В имении были созданы мастерские кустарных промыслов, где шло обучение резьбе по дереву, керамике, вышивке. Обучение основывалось на стремлении возродить народную художественную культуру как живительную, жизнетворческую силу.
Участники творческих союзов Абрамцево и Талашкино провозгласили культ красоты, а в поисках новых стилевых решений обращались к традициям народного искусства.
Представленные в зале экспонаты привлекают прекрасным и неповторимым национальным обликом.
Их разнообразие, от образцов фресок православного храма, иконописи и церковной утвари до повседневных вещей частного человеческого жилья, демонстрирует национально-романтические увлечения их создателей. В произведениях ярко прослеживается желание авторов выявить магию национальной красоты, а также подчеркнуть факт полного включения русского стиля с стилистическую систему модерна.
![](/upload/resize_cache/iblock/318/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/318d6a5971150d3e6793333c41cb260b.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/f80/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/f80cb8bb534dba6bca8038c01ceeb6b3.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/d02/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/d0294f534df98b5b1672c1240392be85.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/c19/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/c194024d7b9a1988e5d7f57b58ff4b2e.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/817/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/817702f4e9d6e7312ad743265ca3bfcc.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/dcc/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/dcc19a29f06eff0e99746f6461613164.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/dba/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/dba58748ef698003b03116ca7f3b74d1.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/dc9/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/dc92879cd43949b56411e2da56a2cf06.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/0e0/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/0e06091d5cc999592084b20d04f244be.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/622/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/622e1530f93acb8ca66d1d83612e3435.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/a77/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/a77abad52ebd4b382180503e906599a9.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/ecd/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/ecd7d42eca72d3f587f16fc9e320be54.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/e35/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/qp0c1rlgkkgsydof6u0akftlud2ml8zp.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/bfe/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/bfe58a0630cf60fb6889b45c61911ddc.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/81b/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/81b672c44a4f6904ee82525bd08ce0a5.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/384/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/38462cb994806c1d35e6f993c617581b.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/1ce/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/kgecl3pk8rkmt91ve6w517797zdv43ha.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/9c5/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/603057873iala7cljs9jljpnp0ifwfqh.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/878/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/878a90ef4f6f4a835f33b5b33ea7074e.png)