Музейный комплекс

Ятаган

Османская империя
XIX в.
На клинке: Надпись на сербском языке «Грахов –Лаз»; г-ну Казанскому К.Z(князь)Никола
Сталь, серебро, кораллы, дерево; ковка, литье, насечка, чеканка, гравировка, филигрань
Длина общая: 66,3 см, длина клинка: 52,5 см, ширина клинка: 3,2 см
Приобретено у частного лица в в 1900 г.
Витрина 14

Этот ятаган хранит память об одном знаменательном событии в истории борьбы Черногории против турецкого господства.
Территория Черногории вошла в состав Османской империи еще в XV веке, однако, являясь административной единицей в составе этого огромного государства, она сохранила свою индивидуальность. Борьба за независимость от Османской империи, за политическое и религиозное объединение страны, длилась долгие годы. Только в 1796 году, во время правления Петра I Петровича (1784–1830 гг.), который одержал серию побед над турками, Черногория стала независимой. Однако, «восточный вопрос» оставался для Черногории по-прежнему острым на протяжении всего XIX века.
Надпись на клинке ятагана «Грахов-Лаз» отсылает нас к битве при Граховце – одному из важнейших событий в военной и политической истории Черногории. В мае 1858 года 12-тысячное турецкое войско под командованием генералов Хусейна и Кадри Паши отправилось в Грахово, где встретилось с армией Черногории. Численность черногорской армии была в три раза меньше турецкой – 4000 солдат. В отличие от черногорцев, вооруженных устаревшими образцами огнестрельного оружия, турки были оснащены самыми современным оружием. Несмотря на это, они потерпели поражение. Генерал Кадри Паша был убит, и паша Хусейн бежал. После большой военной победы над турками в Граховце и установления государственных границ Черногории, которые были признаны на Константинопольской конференции, страна официально закрепила свой суверенитет.
Надпись на клинке отсылает нас не только к битве при Граховце, но и к дипломатической миссии сербского общественно-политического деятеля, дипломата, поэта Стефана Владислава Казански 1871 года, когда он приехал в город Цетинье (Черногория), чтобы договориться с черногорским князем Николой I Петровичем о совместной борьбе с Сербией против турок. Переговоры прошли успешно. В память об этой встрече князь Никола преподнес в дар Стефану Казански ятаган с символической для черногорцев надписью: «Грахов Лаз» г-ну Казанскому К.Z(князь)Никола.

Подробнее...

Ятаган – самый оригинальный и наиболее известный тип турецкого холодного оружия, ставший для европейцев символом воинственности Османской империи. Ятаган можно охарактеризовать как коляще-рубящее оружие, представляющее собой нечто среднее между саблей и кинжалом. Первый известный ятаган нового времени принадлежал Сулейману Великолепному. Он датируется 1526–1527 гг. Хранится этот ятаган в Стамбуле во дворце Топкапы.
Массовое изготовление ятаганов в Турции началось со второй половины XVIII века, возможно, под воздействием янычарских мятежей. Янычарам требовалось более мощное оружие, чем кинжал и пистолет, которые они имели право носить при себе в мирное время. Сабли и ружья выдавались янычарам только в военное время из государственных арсеналов. Ятаганы не являлись уставным видом оружия. В пользу этого предположения, говорит и богатая, по сравнению с со строевым оружием, отделка, и часто встречающиеся владельческие надписи на клинках. После начала реформ в турецкой армии (с 1826 года) и ликвидации янычарского корпуса, количество ятаганов уменьшилось, при этом они сохранились среди вооружения балканских народов, подвластных Турции.
Ятаганные клинки изготавливались из простой стали, булатные клинки практически не встречаются. Степень изгиба клинка может варьироваться – от почти совсем прямого до сильно вогнуто-выгнутого серповидного ятагана. Специфическая конструкция рукояти ятагана – широко расставленные «уши», вероятно, связана с формой берцовой кости крупного животного, возможно, имевшей символическое значение. Материалом для изготовления рукояти служила слоновая или моржовая кость, рог домашнего животного. Также рукояти могли изготавливаться из дерева и обкладываться пластинами из серебра или медьсодержащего сплава.
Поскольку ятаган был личным оружием, богатство декора подчеркивало социальный статус его владельца. Ни один тип турецкого оружия не украшался так пышно, и не имел такого количества надписей, как ятаган. Надписи на клинках, выполненные в технике насечки и инкрустации золотом и серебром, помимо имени владельца и, иногда – мастера, включали коранические цитаты и стихи.
Литература: Аствацатурян Э.Г. Турецкое оружие. Санкт-Петербург. Атлант 2002

Свернуть
1