Музейный комплекс

«Да здравствует король, да здравствует нация!», «Единение трех сословий», «Я надеюсь, эта игра скоро закончится». Карикатуры

Неизвестный гравер
Франция, Париж
1789 г.
Надписи: Vive le Roi, Vive la Nation; Réunion des Trois Ordres; J'Savoit ben qu'j'aurions not tour; Vla come j'avions toujours desiré qu'ca fut; Ha faut esperer qu'ce jeu l'a finira bentot
Бумага, акварель; офорт
20,5 х 35,5 см
Поступление: из музея С.И. Щукина, в 1905 г.
Витрина 1

Автор французской карикатуры высмеивает надежды на возможность реализовать идеалы революции – равенство и свободу. Анонимный художник критикует мечты о единении трех сословий Франции – духовенства, дворянства и третьего сословия (непривилегированные, податные группы населения).
Картинка справа отображает дореволюционные реалии, когда вся тяжесть налогов ложилась на третье сословие. На ней изображен крестьянин, который тащит на себе священника и аристократа и не может помешать птицам, которые едят его зерно, и кроликам, поедающим капусту. Представитель духовенства ассоциируется на картинке с привилегиями, земельными владениями и денежными выплатами, а дворянство – с выгодной торговлей и барщиной. Надпись внизу выражает надежду на избавление третьего сословия от гнета: «Следует надеяться, что эта игра скоро закончится».
Картинка слева демонстрирует «завоевания революции»: теперь крестьянин, вооруженный дубинкой, сидит на аристократе, а тот упирается в священника. Кролик и птицы убиты. Надпись на листке в кармане у крестьянина свидетельствует о том, что наступили «мир и согласие», а священник держит весы, на одной чаше которых «равенство и свобода», на другой – «облегчение страданий народа». Подпись внизу символизирует голос третьего сословия: «Я знал, что настанет наша очередь».
Центральная картинка карикатуры показывает, как должно было бы выглядеть единение трех сословий. На ней символически обнимаются представители сословий и попирают ногами выгоды, месть, ненависть, привилегии. Надпись под центральной картинкой гласит: «Я всегда мечтал, чтобы это было так».

Подробнее...

Во время французской революции карикатуры приобретают особое значение и становятся важным инструментом донесения информации. Если раньше изготовление сатирических гравюр было, в основном, уделом художников-профессионалов, то теперь к ним присоединяются и любители. Этим объясняется значительное снижение художественного уровня революционных карикатур: они теряют прежнее изящество, зачастую раскрашиваются наскоро, от руки. Тем не менее, популярность таких сатирических листков уже в первые годы революции оказалась огромна, а простота исполнения сделала их гораздо дешевле и доступнее. Большинство художников не решалось подписывать свои работы, сомневаясь в прочности революционных завоеваний.
Тематика сатирических изображений была весьма разнообразна: революционно настроенные авторы высмеивали королевскую семью, аристократию, католическое духовенство, европейских монархов. Роялисты отвечали пародиями на санкюлотов, на лидеров революционного лагеря. Один раз понравившийся рисунок мог воспроизводиться затем многократно, в точности или же в различных вариантах. Каждая карикатура, как правило, получала название и снабжалась надписями или комментариями. Однако смысл рисунка обычно был понятен и без каких-либо объяснений, поскольку изготавливался он всегда на злобу дня.

Свернуть
1