Музейный комплекс

Крест дьяка Стефана (Степана) Бородатого. Намогильный, памятный, назидательный (с «заклятием»)

Копия. Подлинник хранится в Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль»
г. Ростов
1458 г.
Известняк; резьба
96,5 х 38 х 10,5 см
Витрина 5

Восьмиконечный каменный крест, установленный дьяком Стефаном Бородатым в 1458 году на могиле сына Ильи у стены Воскресенской церкви в Ростове, – не только уникальный памятник декоративно-прикладного искусства, но и важный источник по истории XV века.
Крест, высотой чуть меньше метра, высечен из белого известняка. В центре вырезано Распятие с предстоящими Христу Богоматерью, Иоанном Богословом, Иосифом Аримафейским и одной из жен-мироносиц. Сверху над Распятием изображены серафим, херувимы и летящие архангелы Михаил и Гавриил с мерилами в руках; над ними – небесная сфера, солнце и луна. У подножия креста помещены фигуры воинов в кольчугах и шлемах с копьем и тростью в руках; внизу – Голгофа с черепом Адама. На нижней перекладине представлены изображения патрональных святых самого дьяка и его сына – архидиакона Стефана и пророка Илии.
В основании креста резан вкладной текст, рассказывающий историю его создания: «В лето 6967 (1459 г.) месяца ноября 7 при Благоверном Великом Князе Васильи Васильевиче, при митрополите Ионе Всея Руси, при Князе Володимере Андреевиче Ростовском и его брате и при Архиепископе Феодосии Ростовском преставился раб Божий Илья Стефанов сын дьяков, положен был в Ростове у Святого Воскресения. И я многогрешный Стефан дьяк, отец его, поставил крест сей над гробом сына своего и дал по нем Великому Воскресению 2 деревни: Волково с Трызориным, да Лобково с Лисицыным. И с тех деревень попу с дьяком половина жит, и черницам Воскресенским половина жит. Дал Воскресению в дом [причту церкви] десять Рублев. Попу 6, дьякону 4. А приказываю дому Воскресения смотреть – господину Ивану Дмитриевичу зятю и Алексею Полиектовичу, его сыну Роману, а кто захочет из дому Воскресения что взять или те деревни купить или продать, сильно с теми буду иметь суд во второе пришествие пред самим Христом, а по сыну моему Илье по всем субботам пусть поют два попа с дьяконом, весь род наш поминают».

Подробнее...

Эта надпись на кресте необычна и интересна тем, что в нее включен текст вкладной грамоты, данной Стефаном Бородатым клиру Ростовского Воскресенского монастыря о вкладе на помин души его сына – двух деревень, а также натурального и денежного дохода с вложенных вотчинных земель. При этом в тексте оговаривается, что вклад дается с условием регулярного поминовения Ильи и всего рода Стефана Бородатого. «А по сыну моему Илье по всем субботам пусть поют два попа с дьяконом, весь род наш поминают». За исполнением наказа поручается следить трем доверенным лицам, а тем, кто нарушит эти условия, грозит «суд во второе пришествие пред самим Христом».
В течение последних полутора столетий интерес к этому памятнику проявляли многие исследователи. Впервые он был опубликован еще в конце XIX века выдающимся ученым-нумизматом и хранителем Исторического музея Алексеем Васильевичем Орешниковым, который связал имя его заказчика с известным политическим деятелем XV века великокняжеским дьяком Стефаном Бородатым.
Думный дьяк Степан был одним из приближенных к великокняжеской семье людей. Находясь на службе у великих князей Василия II Темного (1415–1462) и Ивана III (1440–1505), а после смерти Василия – у его вдовы Марии Ярославны, он не только выполнял обязанности, связанные с делопроизводством (известны великокняжеские грамоты, подписанные Стефаном), но и участвовал в важных дипломатических миссиях. Так, в 1450 году он ездил к польскому королю Казимиру IV, а в 1471 году сопровождал Ивана III в походе на Новгород. Выполнял Стефан и весьма деликатные поручения великого князя. Известно, что в 1453 году он ездил в Новгород к сопернику Василия Темного – князю Дмитрию Юрьевичу Шемяке (?–1453), а через12 дней после их встречи Шемяка умер, отравленный ядом, привезенным, как считали современники, из Москвы. В одной из летописей так сообщается об этом событии: «Того же лета (1453) в Новеграде Великом преставися князь Дмитреи Юрьевичь Шемяка... со отравы умер, а привозил с Москвы Стефан Бородатый дьяк к Исаку к посаднику Богородицкому, а Исак деи подкупил княжа Дмитреева повара, Именем Поганка, тьи же дасть ему зелие в куряти».
Могила Ильи, по мнению А.В. Орешникова, находилась в Ростове у деревянного храма Воскресения, «что на рву». В 1814 году церковь была упразднена и за ветхостью разобрана, а хранившиеся в ней предметы были переданы в церкви святого Исидора Блаженного и святого Иоанна Милостивого. Впоследствии крест был передан на хранение в Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль», а для Исторического музея изготовлена его точная копия.
1. Николаева Т.В. Произведения русского прикладного искусства с надписями XV – первой половины XVI в. // Свод археологических источников. Вып. Е1-49. М., 1971. С. 29–30; Ермонская В.В., Нетунахина Г.Д., Попова Т.Ф. Русская мемориальная скульптура (К истории художественного надгробия в Росси XI– нач. XX в.). М., 1978. С. 27; Вагнер Г.К. От символа к реальности. Развитие пластического образа в русском искусстве XIV–XV вв. М., 1980. С.156–161; Лурье Я.С. ИРЛИ РАН Словарь книжников и книжности Древней Руси / С / Стефан Бородатый; Зимин А.А. Витязь на распутье. Феодальная война в России XV в. М., 1991; Пуцко В.Г. Белокаменные резные кресты XV–XVI вв. в Поволжье // Сообщения Ростовского музея. Вып. XI. Ростов, 2000. С. 66–71; Пономарева И.Г. Великокняжеский дьяк Стефан Никифорович Бородатый // Вопросы истории. 2012. № 3. С. 120–128.
2. Орешников А.В. Памятник XV в., находящийся в Белой палате в Ростове // Археологические известия и заметки. МАО. 1894, № 11. С. 342–352.
3. Цит. по Борисов Н.С. Иван III. М., 2018.
4. Ермонская В.В. Памятники Древней Руси… С. 24–25.

Свернуть
1