Зал 13. Образование единого российского государства. XIV – начало XVI в.
В середине XIII века на степных пространствах Евразии от Дуная до Западной Сибири и Казахстана образовалось одно из монгольских государств, где правили потомки завоевателя Восточной Европы хана Батыя. Позднее оно получило название Золотой Орды. В степях монголами была создана уникальная городская цивилизация, в которой смешались кочевнические и оседлые черты, слились достижения разных народов, проживавших на этих территориях: монголов, половцев, волжских болгар, славян и многих других. Центром Золотой Орды было Нижнее Поволжье, где находились два средневековых мегаполиса – Сарай ал-Махруса (Старый Сарай) и Сарай ал-Джадид (Новый Сарай). Золотоордынские города были не только административными, но и крупными ремесленными и торговыми центрами. Нельзя, однако, забывать, что ценой яркой, хотя и недолговечной культуры Золотой Орды было разорение целых государств, гибель и порабощение тысяч людей.
Монгольское нашествие и последующее иго повлияли на развитие древнерусских земель. Прежде всего, завоевателями были разрушены города – центры ремесла и торговли. Русские князья вынуждены были ездить в ханскую ставку за особыми грамотами – «ярлыками», удостоверяющими их права на княжение. Сюда они привозили дань и богатые подарки ордынским вельможам. Многие князья во время этих приездов были убиты или отравлены.
Несмотря на значительный ущерб, нанесенный нашествием, уже с конца XIII века, а более интенсивно в XIV веке, начинается медленный подъем экономики русских княжеств. Восстанавливаются опустевшие после ордынского разорения земли и пашни, распахиваются новые земли. Совершенствуется система земледелия – вводится трехпольная система. В этот же период ведущие позиции переходят к Тверскому, Московскому и Суздальско-Нижегородскому княжествам, между которыми началась открытая борьба за первенство, наполненная кровавыми и драматическими событиями.
Каждая из них могла возглавить объединительный процесс, но именно московские князья постепенно создавали предпосылки для укрепления и возвышения Москвы. Вскоре из столицы небольшого княжества Москва превращается в центр, вокруг которого группируются силы для борьбы за освобождение от власти Орды. Этому способствовало и ослабление Золотой Орды, раздираемой междоусобицами и борьбой потомков Батыя за ханский престол. 8 сентября 1380 года произошла знаменитая Куликовская битва, в которой союзу русских князей во главе с Великим князем Дмитрием Ивановичем Донским удалось разгромить ордынские полки под предводительством темника Мамая. Успех в сражении показал единственный путь к свержению монгольского ига – дальнейшее объединение русских земель. Однако до окончательного освобождения оставалось еще почти 100 лет.
В XV веке происходит распад Золотой Орды на Крымское, Астраханское, Казанское и Сибирское ханства. Преемницей Золотой Орды становится Большая Орда, ханам которой вынуждены были по-прежнему подчиняться и платить дань русские князья. Эта «традиция» была нарушена внуком Дмитрия Донского Великим московским князем Иваном III. «Стояние на реке Угре» в 1480 году похоронило последние надежды ордынцев – иго пало.
Заключительный этап «собирания» русских земель вокруг Москвы пришелся на правление сына Ивана III Великого князя московского Василия III. С этого времени в официальных документах встречается новая форма наименования Русского государства – Россия, а Москва становится столицей единого Российского государства.
Тематическая структура зала
Летом 1242 года Великий западный поход был окончен, войско Бату с награбленным богатством, тысячами пленных вернулось с берегов «последнего» – Адриатического моря в степи Дешт-и-Кыпчака. Именно эта территория и стала ядром будущего государства, одного из крупнейших государств средневековья. Новое государство в составе Монгольской империи охватило огромную территорию, включая земли волжских булгар, половцев, Крым, Кавказ, Западную Сибирь, Приуралье, Хорезм. Арабские и персидские летописцы называли новое государство «улусом», добавляя к нему имя правящего хана – «улус Джучи», «улус Бату» и т.д. Европейские послы и путешественники, посещавшие Монгольскую империю, обозначали его «страной Команов», так в Западной Европе и Византии называли половцев. В русских летописях с конца XIII века употреблялось слово «Орда». «Золотой» же она стала во второй половине XVI века, когда впервые название «Златая Орда» появляется в «Казанском летописце», рассказе об истории русско-татарских отношений со времени образования Золотой Орды до завоевания в 1552 году Иваном Грозным Казанского ханства.
Один из советников Чингисхана говорил: «Основать империю, сидя верхом на коне, можно, но управлять ею, сидя в седле, нельзя». К первой половине XIV века складывается единая система управления империей, окончательно формируется административная структура государства, имевшая полувоенный характер и позволявшая действенно осуществлять контроль над всеми ее областями. Власть хана была неограниченной, а оружие являлось инструментом осуществления внешнеполитических целей. Единство Орды держалось на системе жестокого террора.
Несмотря на значительный ущерб, нанесенный нашествием, уже с конца
XIII века, а более интенсивно в XIV веке, начинается медленный подъем экономики русских княжеств. Восстанавливаются опустевшие после татарского разорения земли и пашни, распахиваются новые земли, происходит рост крупного землевладения. Преимущественной формой феодального землевладения становится вотчина. Наряду с боярскими вотчинами, которые в это время были немногочисленны, крупным землевладельцем становится церковь.
С древнейших времен уровень цивилизации в значительной мере определялся степенью развитости и культуры городов. В эпоху Золотой Орды была создана уникальная городская цивилизация, сочетавшая степную кочевническую и оседлую мусульманскую культуры. Центром ее было Нижнее Поволжье, где по воле ханской власти возникли два крупнейших города Европы – Сарай ал-Махруса (Старый Сарай) и Сарай ал-Джадид (Новый Сарай). Население главных городов насчитывало от 75 до 150 тысяч жителей каждый. А общее число жителей 110 городов Золотой Орды можно оценить в пределах 0,5–1 миллиона человек. Возводились эти города, имевшие восточный облик, руками подневольных строителей из Хорезма и Центральной Азии, Крыма, Руси и Волжской Булгарии. Золотоордынские города были не только административными, но и крупными ремесленными и торговыми центрами. Так в Сарае существовали кварталы керамистов, металлургов, ювелиров, стеклоделов, косторезов и т.д. Созданы степные города были на землях, где проходили пути древней караванной торговли из Китая через Среднюю Азию в Причерноморье и Западную Европу.
.
К середине XIV века русские земли постепенно начинают оправляться от последствий монгольского разорения. Самыми значительными среди них становятся – Тверская, Московская и Суздальско-Нижегородская. Каждая могла возглавить объединительный процесс, но эта роль выпала Москве. Вступление московского князя Дмитрия Ивановича в открытое военное противоборство с татарами обеспечило ему широкую социальную и политическую поддержку. Победа в Куликовской битве 8 сентября 1380 года показала единственный путь к свержению татаро-монгольского ига – дальнейшее объединение русских земель с центром в Москве.
Татаро-монгольское нашествие и последующее иго повлияли на хозяйственное, социальное, политическое и культурное развитие древнерусских земель. Русь находилась от Золотой Орды в вассальной зависимости. Князья вынуждены были ездить в ханскую ставку за подтверждением своих прав на свои княжества и на «великое княжение Владимирское» – ярлыками. В конце 50-х годов XIII века вводится система взимания дани («ордынский выход»), создается институт ханских наместников – баскаков. Не прекращаются и новые вторжения.
В XV веке происходит распад некогда могущественной Золотой Орды: от нее отделяются Крым, Астрахань, в Среднем Поволжье образуется Казанское ханство. Наследницей Золотой Орды становится Большая Орда, ханам которой вынуждены были подчиняться и платить дань русские князья. Эту «традицию» нарушил Иван III в 1480 году на реке Угре.
Преодоление раздробленности и объединение земель вокруг Москвы выпало на долю Ивана III и его сына Василия III. С присоединением последних самостоятельных княжеств процесс объединения русских земель в единое государство, начатый еще первыми московскими князьями и длившийся несколько веков, был завершен. С этого времени в официальных документах встречается новая форма наименования государства – Россия, а Москва становится столицей единого Российского государства.
Укреплению политического авторитета Москвы способствовало и ее превращение в общерусский церковный центр. Перевод в 1325 году митрополичьей кафедры из Владимира в Москву, политическое и духовное влияние на общество таких выдающихся государственных и церковных деятелей как митрополиты Петр и Алексей, преподобный Сергий Радонежский сделало Москву средоточием духовной власти нового государства.
Художественное убранство зала можно по праву считать одним из самых интересных среди всех восстановленных залов первого этажа музея. Первоначально отделка зала началась еще в 1885 году и была продолжена в 1894 году, когда по проекту архитектора П.С. Бойцова в основу оформления интерьера легли каменные резные украшения собора Успения Богоматери на Городке в Звенигороде и Свято-Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре. Помещение украсили перспективные порталы, резные пояса и карнизы, полуколонны и «слухи» – древнерусские резонаторы. Небольшая металлическая дверь (слева от входа в зал) выполнена по образцу одной из дверей Успенского собора Московского Кремля.
Рисунок орнамента мозаичного пола заимствован с оклада креста 1212 года, принадлежавшего Антонию Римлянину – основателю Антониева монастыря в Новгороде.
Особенно торжественно выглядит роспись потолка и оконных наличников, в которой воспроизведены филигранные узоры «Шапки Мономаха» – знаменитой древней русской регалии, «наследственного венца русских государей».
В 1936 году интерьер зала подвергся варварской переделке: была сбита лепнина, уничтожена живопись. В 1950 году над выходом из зала в люнете западной стены появилось панно художников В. Сикорского и М. Смоляка «Утро на Москве-реке», написанное в 1947 году по археологическим и письменным источникам к 800-летнему юбилею города.