Фреска с изображением неизвестного святого (блок стенной кладки храма)
Блок стенной кладки найден более 100 лет тому назад при земляных работах на Соборной площади Московского Кремля. На белом камне сохранилась фреска по левкасу (частично утерянному) с погрудным изображением неизвестного святого с окладистой бородой и остатками нимба. На плечах святого сохранились фрагменты синего гиматия. В левой части просматриваются остатки изображения коричневого гиматия еще одной фигуры (?). В правом верхнем углу видна разграничительная полоса. Под фреской на обнажившейся поверхности камня прослеживается графья (?), нанесенная кистью. По стилю изображения, можно предположить, что фреска исполнена не позднее начала XV века.
Подробнее...В музей блок был передан вместе с другими архитектурными деталями Исполнительной Комиссией по ремонту и реставрации Большого Московского Успенского собора в 1914 году. Высочайше утвержденная Комиссия, которая вначале именовалась Особой, была создана в 1910 г. во главе с сенатором Алексеем Александровичем Ширинским-Шихматовым (1862–1930) и исполнителем работ – архитектором Иваном Павловичем Машковым (1867–1945). Перед ней стояла задача: «подробно обследовать собор, с исполнением точных чертежей и указанием в них всех наблюдаемых в соборе строительных и художественных особенностей, неправильностей и повреждений…».
Для раскрытия цокольных частей собора и замены старой системы отопления были проведены земляные работы на прилегающей к нему территории. В результате был понижен уровень всей Соборной площади, открыты цокольные части Архангельского и Благовещенского соборов, фундаменты ранних средневековых зданий и другие археологические памятники. Среди артефактов, найденных на территории Соборной площади между Архангельским и Благовещенским соборами, и были обнаружены белокаменные блоки, переданные в Исторический музей.
1. Левкас (греч. leukуs – белый) – название грунта в русской средневековой живописи.
2. Гиматий (греч. himation – плащ) – верхняя одежда, известная со времен античности. Представлял собой прямоугольный кусок ткани, накидывавшийся поверх хитона.
3. Графья – в технике древнерусской живописи контурный рисунок, процарапанный по левкасу или штукатурке. Основное назначение графьи –надежно зафиксировать рисунок.
4. Кавельмахер В.В. К вопросу о первоначальном облике Успенского собора Московского кремля // Архитектурное наследство. Вып. 38. М., 1995.
5. Пармузина И.С. «Снимки должны быть безусловно точными, как документ…».
(К истории фотографической съемки реставраций Успенского и Благовещенского соборов Московского Кремля 1882–1918 гг.). С. 29 // Фотография. Изображение. Документ. Вып. 1(1).
6. Кавельмахер В.В., Панова Т.Д. Остатки белокаменного храма XIV в. на Соборной площади Московского Кремля // Культура средневековой Москвы XIV–XVII вв. М., 1995.