Устроение военных дорог в Дагестане

В годы Кавказской войны 1817–1864 гг. лесные чащи часто делали горцев неуязвимыми для русской армии. Идея вырубки лесов и прокладки дорог принадлежала первому наместнику на Кавказе, командиру Отдельного Грузинского (позднее Кавказского) корпуса генералу А.П.Ермолову. Его стратегия состояла в планомерном продвижении вглубь Чечни и Дагестана путём окружения горных районов сплошным кольцом укреплений, прорубке просек в труднопроходимых лесах, прокладке дорог и уничтожении непокорных аулов. Освобожденные территории должны были заселяться казаками. Однако, сменивший Ермолова И.Ф.Паскевич и его ближайшие преемники отказались от этой стратегии. Вернулись к ней вновь уже во второй половине 1840-х гг. В 1844 г. главнокомандующим войсками на Кавказе и кавказским наместником был назначен генерал граф М.С.Воронцов. После неудачной Даргинской операции в 1845 г., которая сопровождалась огромными потерями во время продвижения через непроходимые леса, Воронцов решил отказаться от малоэффективных карательных экспедиций в пользу политики постепенного, но неуклонного продвижения вглубь гор путем прорубания просек, строительства дорог и закрепления на захваченных территориях.
Подробнее...Захваченные территории закреплялись с помощью строительства укреплений и казачьих станиц. Преемник Воронцова князь А.И.Барятинский продолжил эту политику, ведя планомерную работу по прорубанию просек, строительству дорог и переселению казаков для освоения взятых под контроль территорий.