Донце прялки
![](/upload/iblock/2ff/2ff930128e6eb85dd5565e0332a4ee9f.png)
Донце – деталь прялки.
Нижегородская прялка имела следующее устройство: донце представляло собой дощечку с фигурной головкой (копылком), в которую вставлялся гребень. На донце пряха садилась, на гребне – закрепляла волокно для прядения. Центром производства подобных прялок были деревни на р. Узоле, расположенные рядом с большим торговым селом Городец (Балахнинский уезд, Нижегородская губ.), поэтому промысел называют городецким.
Донца городецких прялок было принято украшать. Промысел начинался в конце XVIII – начале XIX в. с изготовления донцев, декорированных резьбой и инкрустацией мореным дубом. Позже донца стали подкрашивать. С 1870-х гг. мастера перешли от резьбы к многоцветной росписи.
Богато украшенное донце служило подарком отца – дочери, брата – сестре, жениха – невесте, мужа – жене. Когда оно не использовалось по назначению, его вешали на стену в качестве панно.
В первые десятилетия XX в., когда с распространением фабричных тканей спрос на прялки падал и промысел приходил в упадок, его поддерживали музейные заказы.
Выдающимся мастером городецкой росписи был Игнатий Андреевич Мазин (1875–1941). В 1927–1928 гг. по заказу Нижегородского музея он выполнил серию донцев с изображением городецкого свадебного обряда. Позже он повторял предметы серии.
На представленном донце повторена сцена смотрин в доме невесты. Художник обозначил этот этап свадебного обряда (следовавший за сговором и предшествовавший девичнику) номером «4».
Донце традиционно разделено на три яруса. В нижний ярус мастер поместил распространенный для росписи прялок сюжет – возница едет в санях, погоняя лошадь. В среднем ярусе – два кота. Их имена надписаны: Васька и Мулька – так проявился характерный для городецкого промысла мягкий юмор. В верхнем ярусе – сама сцена смотрин.
Семья невесты восседает за накрытым столом. Девушка устремляется навстречу пришедшим гостям: жениху и его матери, которая держит в руках сверток с подарком. Сам мастер дал сцене название: «Подарок невеске от свекрови». Скупыми, но выразительными средствами художник показал смущение гостей в богатом доме с начищенным паркетом, фигурными колоннами, арочными окнами.
Донце входило в личную коллекцию Бориса Валериановича Грозевского (1899–1955), художника, книжного графика, выпускника ВХУТЕИНа.
Литература: Русская свадьба. Издание к выставке «Русская свадьба. Традиция и обряды». М., 2019.