Музейный комплекс

Портрет Алексея Степановича Хомякова (Автопортрет?) (1804–1860)

Хомяков А.С. (?)
Россия
1850-е гг.
Картон, масло
28х27 см
Из бывшего Музея сороковых годов XIX века
Витрина 8

В 1830–1840-е гг. в России оформилось литературно-философское течение, которое вошло в историю под название славянофильства. Его последователи утверждали, что в России существует особый тип культуры, возникший на духовной почве православия и выступали за развитие особого русского пути, отличного от западноевропейского. Основоположником этого течения был Алексей Степанович Хомяков, человек высоко эрудированный, увлеченный и разносторонний. Получив домашнее образование, он сдал экзамен на степень кандидата математических наук, поступил на армейскую службу, воевал в годы Русско-турецкой войны (1828–1829), увлекался философией, историей, экономикой, был автором ряда технических изобретений, живописцем, поэтом, драматургом и публицистом. С 1856 года Хомяков – член-корреспондент Петербургской академии наук и автор многих историко-философских сочинений.
Женившись в 1836 году на Екатерине Михайловне Языковой (сестре поэта), Хомяков с семьей поселился на Арбате. Его дом на Собачьей площадке в 1840-х гг. стал центром славянофильства. Здесь собирались его единомышленники – К.С.Аксаков, Ю.Ф.Самарин, братья Киреевские, сюда приходили и идейные противники славянофилов, западники А.И.Герцен, Т.Н.Грановский, П.Я.Чаадаев. Частым гостем здесь был Н.В.Гоголь.

Подробнее...

Известный русский историк и издатель Н.П.Погодин вспоминал: «Хомяков! Что это была за натура, даровитая, любезная, своеобразная! Какой ум всеобъемлющий, какая живость, обилие в мыслях, которых у него в голове заключался, кажется, источник неиссякаемый, бивший ключом, при всяком случай, направо и налево. Сколько сведений, самых разнородных, соединенных с необыкновенным даром слова, текшего из уст его живым потоком!».После 1917 года в знаменитом в среде московской интеллигенции доме Хомякова расположился уникальный «Музей сороковых годов XIX века». Благодаря потомкам Алексея Степановича Хомякова, в доме сохранилась обстановка двух мемориальных комнат Хомяковых, уцелела мебель, множество мелочей, портреты. После того, как в 1929 году было принято решение о ликвидации этого музея и сносе здания, многие вещи оттуда были переданы в Исторический музей. Среди них – портрет А.С.Хомякова, представленный на экспозиции.

Свернуть
1