Царь Петр Алексеевич во время стрелецкого бунта в Московском кремле 15 мая 1682 года
В 1820–1830-е гг., как в России, так и в странах Западной Европы возникает интерес к событиям и анализу прошлого. Это проявляется и в живописи. Художники все чаще обращаются к сюжетам истории XVI и XVII вв., пытаются анализировать суть современных им общественных отношений через исторические события прошлого, которые воспринимаются как ключ к современности. Революционные события 1830-х гг. в Европе подогревают этот интерес. Время междуцарствия, борьба за власть, народные бунты – в центре внимания многих живописцев XIX века. Автор исторического полотна из русской истории «Царь Петр Алексеевич во время стрелецкого бунта в Московском кремле 15 мая 1682 года» – французская художница, работавшая в 1830–1860-хх гг.
Подробнее...Бунт московских стрельцов 1682 года возник в ходе острой борьбы за власть между двумя боярскими родами Милославских и Нарышкиных после смерти бездетного царя Федора Алексеевича. Художник изображает исторический момент, когда вооруженные стрельцы, поднятые сторонниками Милославских, вошли в Кремль и заполнили Соборную площадь перед дворцом. Чтобы успокоить возбужденную толпу на Красное крыльцо вышли царица Наталья Кирилловна с десятилетним царевичем Петром, патриарх и несколько бояр. На картине можно видеть десятилетнего царевича Петра, которого держит за руку патриарх Иоаким, а также мать царевича, положившую ему на плечо руку. Внизу у ступеней – тела убитых стрельцами братьев царицы – Ивана и Афанасия Кирилловичей Нарышкиных. Слева группа стрельцов тащит на расправу обнаженного по пояс седовласого боярина Артамона Сергеевича Матвеева, который был общепризнанным лидером клана Нарышкиных.
К сюжету, связанному со стрелецким бунтом 1682 года обращались многие художники XIX века. Достаточно вспомнить «Утро стрелецкой казни» В.И.Сурикова, «Стрелецкий бунт» Н.Д.Дмитриева-Оренбургского, «Стрелецкий мятеж в 1682 году» А.И.Корзухина.
Историческое действие, которое описывает художник, происходило в Кремле. На полотне мы видим несколько иную картину. Судя по собору Василия Блаженного, изображенного на дальнем плане, события происходят где-то на Красной площади, рядом с Воскресенскими воротами, примерно на том месте, где находится сейчас Исторический музей. Некоторые искажения исторических реалий, которые мы видим на картине, включая внешность персонажей, одежду и топографию, вполне объяснимы. Автор картины – француженка, работавшая в Париже. Художница Октавия Россиньон – дочь и ученица исторического живописца, портретиста и пастелиста Луи Жозефа Туссена Россиньона. Она была известна как участница знаменитых Парижских салонов 1831–1864 годов, где выставляла камерные произведения – акварели и пастели.