Привеска-конек

Привеска-конек – характерное зооморфное украшение древнерусского женского металлического убора X–XIII вв. Среди прочих зооморфных привесок (изображений птиц, рыб, уточек, собак и зайцев) именно конек встречается чаще других в раскопках.
Привеска представляет собой миниатюрное стилизованное изображение конька с вытянутыми ушками и загнутым в колечко хвостом, за которое конек и подвешивался к поясу или нагрудному украшению.
Конь был символом добра и счастья и связывался с культом солнца, занимающим важнейшее место в земледельческой религии славян. Не случайно поэтому почти все привески-коньки украшены кружковым орнаментом, который олицетворял солярные знаки.
В большинстве случаев привески-коньки были найдены в женских погребениях, совершенных по обряду ингумации (трупоположение). Положение их в погребении строго традиционно: на груди (реже – плече) или ниже пояса. Это, несомненно, связано с функциональным назначением подвесок-оберегов: защищать грудь и лоно женщины и передать ей плодородие. Обычно коньки входили в набор амулетов по одному экземпляру. Набор амулетов мог также включать в себя обереги в виде уточек, собаки, рыбы, а также различных бытовых предметов – ложек, ключей, гребней, бубенчиков.
В мужских погребениях зооморфные привески очень редки и всегда положены отдельно от умершего – в берестяном туеске или кошеле, возможно, как дар вдовы.
Исследователи выяснили, что находки коньков имеют значительную область распространения. Такие амулеты найдены в курганах Брянской, Калужской, Московской, Смоленской, Ленинградской, Псковской, Новгородской, Тверской, Ярославской и Вологодской областей. Встречаются коньки и при раскопках городов и селищ.
Наибольшее количество находок коньков-привесок происходит с территории Смоленского княжества (территория племенного объединения смоленско-полоцких кривичей), из-за чего в научной литературе они даже получили название «привеска-конек смоленского типа».
Все известные экземпляры коньков, хранящиеся в коллекциях Государственного Исторического музея, изготовлены из меди или бронзы техникой литья в двусторонних каменных формах; одна из створок формы была совершенно гладкая. На многих экземплярах заметен литейный шов, который нередко напильником не снимался. Орнамент в виде кружочков с точкой в центре или без нее, как правило, наносился с лицевой стороны. Однако, есть коньки, орнаментированные с двух сторон. На большинстве экземпляров кружочки располагаются по всей поверхности привески. Наносились они чеканом с плоской или несколько выпуклой рабочей поверхностью.
Кроме древнерусской территории, аналогичные амулеты найдены в восточной Латвии, одна привеска найдена в Скандинавии.
Следует также упомянуть точку зрения о взаимосвязи коньков-амулетов с балтским субстратом смоленско-полоцких кривичей – наибольшее количество находок происходит с территории, где в формировании славянского населения активное участие принимали балты, а находки происходят в значительной степени из могильников, где имеются погребения славянизированных балтов. При этом в курганах тех древнерусских областей, где славяне не соприкасались с древнебалтским населением, эти украшения, как правило, не встречаются.
Культ коня у древних балтов был весьма популярен, так же как и у славян. Именно этим обстоятельством некоторые исследователи объясняют факт ношения коньков-амулетов смоленскими кривичами и полочанами, связывая его с древним балтским культом коня: «таким образом появление этих амулетов могло быть связано не с производственной традицией (центры производства в Смоленском княжестве), а с религиозными языческими представлениями субстратного балтского населения среди славян».
Широкая популярность коньков-оберегов в разноэтничной среде обусловлена той важной ролью, которую играл образ «солнечного коня» в восточнославянских, балтских и финно-угорских идеологических представлениях, обеспечивший и сходное понимание семантики самых амулетов.