Энколпионы — кресты-мощевики

Энколпион (греч.: носимый на груди) – складной двустворчатый полый крест, исполняющий защитно-охранительную функцию и предназначенный для хранения мощей, частицы Крестного Древа или вторичных реликвий. Обычно их носили поверх одежды. Из-за функциональной принадлежности и конструктивных особенностей в научной литературе энколпионы часто называют «крестами-складнями», «реликвариями», «мощевиками».
Изображения большинства древнерусских энколпионов укладываются в устоявшуюся схему, пришедшую из Византии: на лицевой створке в центре представлено Распятие, на оборотной – Богоматерь. На концах ветвей расположены святые, число и состав которых варьируются. Надписи, сопровождающие изображения, были краткими и содержали имя или монограмму святого. Исключение составляют энколпионы с так называемыми зеркальными расширенными надписями «Святая Богородица, помогай».
Традиционно считается, что кресты-реликварии являются атрибутом духовных лиц. Согласно свидетельствам письменных источников, энколпионы использовали при рукоположении священников. Вместе с тем, археологический контекст находок в погребениях, кладах и жилищах позволяет расширить круг лиц, имевших право ношения мощевиков. Это были представители светских сословий, состоятельные люди, обладатели драгоценных и золототканых украшений, а также ремесленники. Более того, в научной литературе было высказано мнение, что энколпионы могли носить представители всех слоев средневекового общества: от князя до простого мирянина. В качестве подтверждения этой точки зрения часто приводят в пример единственный изобразительный источник, повествующий о статусе владельца. Это изображение мастера Авраама XIV в. на Сигтунских вратах Софийского собора в Новгороде (копия врат находится в этом же зале).
На территории Европы двустворчатые кресты имеют широкие рамки бытования. Самые ранние экземпляры датируются VI веком. Судя по археологическим находкам на древнерусских памятниках (Гнёздово, Старая Ладога, Рюриково городище и др.), энколпионы появляются на Руси в X в. Первые кресты, вероятно, были привезены побывавшими в святых местах представителями княжеской дружины или паломниками. Активные культурные и торговые связи способствовали широкому распространению нового вида реликвий. Прежде всего, они были связаны с наследованием культа мощей, пришедшего из Византии и других православных стран. Поступавшие на Русь в IX–X вв. энколпионы происходили из Византии или ее провинций, а также Балкано-Дунайского региона. Они послужили эталоном для местных мастеров, довольно быстро сумевших наладить производство мощевиков на Руси. Наряду с собственно русскими типами продолжали бытовать привозные образцы.
В XII – первой половине XIII в. наблюдается период расцвета в использовании древнерусских двустворчатых крестов. Находки производственного характера, связанные с изготовлением энколпионов, немногочисленны. Тем не менее они свидетельствуют о том, что складни производились не только в столичных мастерских. Огромное количество экземпляров различного качества исполнения, широкое употребление литья по оттиску готовых изделий – все это говорит об их изготовлении в мастерских разного уровня. Повсеместное бытование энколпионов характерно и для последующих столетий, традиция их ношения сохранялась до Нового времени.
Литература:
Асташова Н.И., Петрова Л.А., Сарачева Т.Г. Кресты-энколпионы из собрания Государственного исторического музея. М.: РИП-холдинг, 2013