Задок от телеги
Телега – один из древнейших типов колесных экипажей. В России он был очень распространен во всех социальных слоях общества на протяжении длительного времени.
Задок телеги украшен необычайно красочной росписью, выполненной самобытным талантливым пермогорским художником Яковом Ярыгиным.
Раритетный экспонат.
Задком традиционно называли ходовую заднюю часть любого экипажа, как колесного, так и на полозьях. В экспозиции представлена задняя стенка кузова телеги.
Телега – один из древнейших типов колесных экипажей. В России он был очень распространен во всех социальных слоях общества на протяжении длительного времени. Телеги использовали для перевозки грузов и пассажиров, ямской гоньбы, извоза, путешествий, даже праздничных выездов. Популярность этот тип транспорта приобрел благодаря своей практичности, надежности и удобству.
В XIX веке телега осталась лишь в крестьянском обиходе. Но и в то время она продолжала сохранять свои архаичные формы и традиционную конструкцию. Телега состояла из кузова и ходовой части – колесного стана. В передней части стана находилась ось с двумя колесами и две (верхняя и нижняя) «подушки», подвижно соединенные при помощи металлического стержня (шкворня), отчего телега имела возможность совершать незначительные повороты. Сзади колесный стан также состоял из оси с колесами, двух «подушек», но уже скрепленных неподвижно. Колесные оси объединялись двумя дрожинами, помещенными на верхние «подушки». На дрожины устанавливался каркас кузова (чаще всего в виде нескольких дуг, повернутых концами вверх), который затем обивался досками или лубом. В заднюю дугу каркаса иногда вставлялась целая доска - филенка. Она и две «подушки» (также расположенные в телеге сзади), как наиболее доступные обзору, украшались фигурной резьбой и яркой цветной росписью, особенно если телега использовалась в праздничных выездах.
Задняя стенка кузова такой телеги как образец народной художественной росписи, сохранилась в Историческом музее. Она украшена необычайно красочной росписью, выполненной самобытным талантливым пермогорским художником Яковом Ярыгиным. В центре живописной композиции в дугообразной рамке изображены стоящие на задних лапах и обращенные друг к другу лев и единорог (эти геральдические фигуры представляют древнюю традицию помещать на свадебных экипажах гербы жениха и невесты). По сторонам рамки – нарядные всадники на вздыбленных конях. Композицию дополняет растительный орнамент, заполняющий все поле филенки. Праздничная по настроению, красочная, тонко исполненная композиция явно демонстрирует талант и мастерство Якова Ярыгина. Всадники как будто сопровождают свадебный крестьянский экипаж, а геральдические фигуры словно встраиваются в эскорт свадебного поезда.
Мастер Ярыгин расписывал посуду, прялки, сундуки, шкатулки, колыбели, даже саночки для катания с гор. Некоторые из них ныне – особо ценные музейные экспонаты. Расписной задок телеги – не только уникальный образец творчества известного мастера, но и часть праздничного экипажа середины XIX века, не сохранившегося, к сожалению, в целом виде.